Решаем вместе
Есть вопрос?

ОП. 02 Основы механики 26.01.01 (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ МЕХАНИКИ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы маханики является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии 26.01.01
Судостроитель- судоремонтник металлических судов
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная
дисциплина
«Основы
механики»
является
обязательной
частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по профессии 26.01.01 Судостроитель – судоремонтник металлических судов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

программы

учебной

дисциплины

Умения
анализировать условия работы
деталей машин и механизмов;
оценивать их работоспособность;
соединять разъемные соединения;
читать кинематические схемы

обучающимися

осваиваются

Знания
классификация механизмов и машин;
звенья механизмов;
кинематика механизмов (механизм и машина,
кинематические пары и цепи, типы
кинематических пар);
классификация, назначение деталей и
сборочных единиц и требования к ним;
виды соединения деталей (разъемные и
неразъемные соединения);
назначение, характеристики механизмов и
устройств передач вращательного движения;
виды передач вращательного движения
(механические, ременные, фрикционные,
зубчатые, цепочные, червячные) и их
обозначение, кинематические схемы,
определение передаточного числа;
основные сведения по сопротивлению
материалов;
основные виды деформации и распределение
напряжения при них;
внешние силы и их виды, внутренние силы
упругости и напряжения, действительные,
предельно опасные и предельно допустимые
напряжения;
основные понятия гидростатики и
гидродинамики

умения

1.3 Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум».
Код
ЛР 13
ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16

ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23

Наименование личностных результатов
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Сохраняющий и уважающий природные богатства Республики Крым,
способствующий их разумному потреблению
Использующий высокий национально-культурный, исторический и
духовный потенциал Республики Крым
Осознающий ценность этнокультурных и языковых традиций Республики
Крым
Мотивированный на реализацию профессиональной карьеры на территории
Республики Крым
Активно применяющий полученные знания на практике
Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной
деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные
схожие характеристики.

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающихся – 36 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 10 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 34 часа

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем в часах
36
10
34
10
2

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Тема 1 Основные
понятия и
определения.

Тема 2. Общие
сведения о передачах
движения.

Содержание учебного материала
1.Введение в предмет, роль машин в жизни человека.
2.Основные понятия и определения.
2.Классификация машин. Основные требования к машинам и деталям
машин. Кинематические пары и цепи.
3. Краткие сведения о стандартизации и взаимозаменяемости деталей
машин. Допуски и посадки.
4. Клеевые соединения, соединения пайкой, запрессовкой, заформовкой.
Резьбовые соединения. Типы резьб.
В том числе практических занятий
Практическая работа 1. Виды взаимозаменяемости.
Практическая работа 2. Заклёпочные соединения. Сварные соединения.
Виды, применение. Достоинства и недостатки.
Практическая работа 3. Расчёт резьбовых соединений.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материал
1.Классификация передач и их назначения.
2.Передаточное число.
3.Цепные передачи. Особенности и область применения цепных передач.
4.Выбор приводных цепней и звёздочек. Достоинства и недостатки.
5.Механизмы возвратно-поступательного движения. Кривошипношатунный механизм. Кулачковые механизмы.
6.Механизмы прерывистого одностороннего движения.
7.Храповые механизмы. Мальтийские механизмы.
В том числе практических занятий

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч

Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы

3

4

11
2
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

2
3
1
1
1
11
2
2

3
4

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

Практическая работа 1. Ремённые передачи. Устройство ремённых передач.
Достоинства и недостатки ремённой передачи. Виды приводных ремней и
шкивов. Плоскоремённая передача. Клиноремённая передача. Расчёт
ремённых передач.
Практическая работа 2. Зубчатые передачи. Виды зубчатых передач.
Передаточное число. Геометрия зубчатого зацепления. Методы изготовления
зубчатых колёс, их конструкция и материалы. Достоинства и недостатки.
Виды разрушений. Расчёт зубьев.
Практическая работа 3. Червячные передачи. Область применения.
Передаточное число и кпд. Виды червячной передачи. Геометрия и
кинематика. Достоинства и недостатки. Фрикционные передачи. Назначение и
особенности фрикционных передачах. Понятие о вариаторах.
Практическая работа 4. Определение основных геометрических параметров
цилиндрического зубчатого колеса и цилиндрической зубчатой передачи
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.
Содержание учебного материала
Сопротивление
1.Основные задачи сопротивления материалов. Деформации упругие и
материалов
пластические.
2.Основные гипотезы и допущения.
3.Классификация нагрузок и элементов конструкции.
4.Силы внешние и внутренние.
В том числе практических занятий
Практическая работа 1. Метод сечений. Напряжение полное,
нормальное, касательное.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4. Теория
Содержание учебного материала
напряжений и
1.Деформированное состояние. Определение главных деформаций.
деформаций
2.Внешние силы и их виды.
3.Внутренние силы упругости и напряжения
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа 1. Напряженное состояние в точке тела. Компоненты
напряженного состояния – нормальные и касательные напряжения в трех
взаимно перпендикулярных площадках, их обозначение.
Практическая работа 2. Главные оси и главные напряжения.
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета
Всего:

1

1

1

1
5

4

1

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

1
5
3
2
1
1
2
2
36

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Кабинет «Механики», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
ученические столы
ученические стулья
комплект плакатов по основным темам;
техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Бабецкий, В. И. Механика: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.
И. Бабецкий, О. Н. Третьякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 178 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05813-0.
2. Вереина, Л.И. Основы технической механики/ Л.И. Вереина. - 1-е изд., – Москва: Академия,
2018. – 224 с.- ISBN 978-5-4468-5748-7
3. Зайцев, С.А. Контрольно-измерительные приборы и инструменты. Учебник/ С.А. Зайцев, Д.
Грибанов, А. Толстов. - Москва: Академия, 2020. - 464 с. – ISBN 978-5-4468-8390-5
3.2.2. Основные электронные издания
1. Техническая механика: учебник / Л. Н. Гудимова, Ю. А. Епифанцев, Э. Я. Живаго, А. В.
Макаров; под редакцией Э. Я. Живаго. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 324 с. — ISBN 978-58114-4498-4. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/131016.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
демонстрирует
умение
Умения:
анализировать условия
взаимодействовать
с
коллегами
работы деталей машин и
(сокурсниками),
руководством
механизмов;
(преподавателем),
в
ходе
оценивать их
профессиональной деятельности;
работоспособность;
демонстрирует
умение
соединять разъемные
анализировать условия работы деталей
соединения;
машин и механизмов и оценивать их
читать кинематические
работоспособность;
схемы
демонстрирует
умение
читать
кинематические схемы
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
владеет
профессиональной
Знания:
классификация механизмов
терминологией;
и машин;
демонстрирует системные знания
звенья механизмов;
классификации механизмов и машин,
кинематика механизмов
звеньев механизмов;
(механизм и машина,
демонстрирует системные знания
кинематические пары и
кинематики механизмов (механизм и
цепи, типы кинематических
машина, кинематические пары и цепи,
пар);
типы кинематических пар);
классификация, назначение
классификация, назначение деталей и
деталей и сборочных единиц сборочных единиц и требования к ним;
и требования к ним;
знает классификацию назначение
виды соединения деталей
деталей и сборочных единиц и
(разъемные и неразъемные
требования к ним;
соединения);
оказывает высокий уровень знания
назначение, характеристики видов соединения деталей (разъемные и
механизмов и устройств
неразъемные соединения);
передач вращательного
знает назначение, характеристики
движения;
механизмов и устройств передач
виды передач вращательного вращательного движения;
движения (механические,
демонстрирует системные знания
ременные, фрикционные,
видов передач вращательного движения
зубчатые, цепочные,
(механические,
ременные,
червячные) и их
фрикционные, зубчатые, цепочные,
обозначение,
червячные)
и
их
обозначение,
кинематические схемы,
кинематические схемы, определение
определение передаточного
передаточного числа;
числа;
демонстрирует системные знания об
основные сведения по
основных сведениях по сопротивлению
сопротивлению материалов; материалов;
основные виды деформации основные виды деформации и
и распределение напряжения распределение напряжения при них;
при них;
владеет знаниями о внешних силах и их
внешние силы и их виды,
видов, внутренних силах упругости и

Методы оценки
Оценка результатов
выполнения
практической работы.
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы
Тестирование.
Устный опрос.
Оценка решений
ситуационных
задач.
Устный и письменный
опрос, тестирование,
проверочные работы,
промежуточная
аттестация в форме
зачета.

внутренние силы упругости
и напряжения,
действительные, предельно
опасные и предельно
допустимые напряжения;
основные понятия
гидростатики и
гидродинамики.

напряжения, действительные,
предельно опасные и предельно
допустимые напряжения;
знает основные понятия гидростатики
и гидродинамики


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».