Госуларственное бюджетное профессиональное образовательное учРеЖдение
Республика Крым
<<Керченский технологический техникум)>
кУТВЕРЖ'ЩАЮ>
У РК кКерченский
икум)
Тимохов
2022r
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА )rЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Ен.02
экологиtIЕскиЕ основы природопользовАнI,tя
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
2022 г.
Рабочая программа 1..lебной дисциппины ЕН.02 Экологические
основы
основе Федерального госуДарСТвенного
природопользования разработана на
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специttпьности:
кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства
4З.02.t5 Поварское
образования и науки РФ от 9 деlкабря 2016 г. J\b 1565, входящей в укрупненнУю цруппу
43.00.00 Сервис и туризм с гlетом примерной основной образовательной процраI\dмы и
рабочей програN,Iмы воспитания I'БПОУ РК кКерченский технологический техникум).
и
профессиональное
бюджетное
Организация-разработIIик: Госуларственное
образовательное уIреждение Республики Крьпл кКерченский те.хнологический
тохникум).
Разработчики:
Разработчики: Мамедеминова,Щ.С., преподаватель первой категории.
Програlrлма рассмотрена и одобрена на заседании
ловская И.В.
Програллма рекомендована к утверждению на заседании
ецrcю
, {/
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт прогрtlN,Iмы у"rебной дисциплины
2.
Структура и содержание уrебной дисциплины
З.
Условия речrлизации у.rебной дисциплины
4.
Контроль и оценка результатов освоения уrебной дисциплины
5.
Лист дополнений и изменений к рабочей програtrлме
1.
пАспорт прогрАммы учЕБной дисциплины
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа 1..lебной дисциплины ЕН.02 Экологические
основы
природопользования
явJIяется частью основной профессиональной образовательной
прогрaпdмы в соответствии с ФГОС СПОППССЗ по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело.
1.2. Место учебной дисциплины
в
структуре основной профессиональной
в группу дисциплин
образовательной программы: учебная дисциплина входит
математического и общего естественнонагIного цикла.
1.3. Itели и задачи учебной дисциплины
дисциплины.
Код ПК,
ОК
пк 6.3-6.4
эк
эк
эк
эк
эк
эк
эк
эк
02
03
04
05
06
07
09
11
мения
освоения учебной
Знания
анализировать и
прогнозировать
экологические
последствия
различньж видов
деятельности;,
-использовать в
профессионшlьной
деятельности
представления о
взzlимосвязи
организмов и среды
обитания;
- требования к результатам
:
-соблюдать в
профессионалr,ной
деятельности
регпаменты
экологической
безопасности
принципы взаимодействия живых организмов и
среды обитания.
-особенности взаимодействия общества и
природы, основные источники техногенного
взаимодействия на окружающую среду;
-об условиях устойчивого рtввития экосистем и
возможных причинах возникновения
экологического кризиса;
-принципы и методы рационального
природопопьзования;
-методы экологического регулированияi
-принципы ра:}мещения производств
различного типа;
-основные группы отходов их источники и
масштабы образования;
-понятия и принциIIы мониторинга
окружающей среды;
-прЕtвовые и социЕrльные вопросы
природопользования и экологической
безопасности;
-принципы и правила международного
сотрудничества области rrриродопользования и
охраны окружtlющей среды;
-природоресурсный потенциЕrл Российской
Федерации;
-охрЕ}няемые природные территоDии.
Освоение содержttния уlебной дисциплины обеспечивает достижение обуrшощимися
следующих личностньIх результатов с учетом рабочей прогрчlп{мы воспитания ГБПОУ
РК <Керченский технологическilй техникум):
ЛР9. Соблюдающий и пропагаIrдирующий правипа здорового и безопасного образа жизни,
спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от IIлкогоJIя, табака,
психоактивных веществ, азартньIх игр и т,д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
ЛР10. Заботящийся о защите окруж.lющей среды, собственной и чужой безопасности,
в том числе цифровой.
ЛР14. Владеющий навыками коммуникабельности в
коллективе, решающии
различные задачи профессиональной деятельности
ЛР18. Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и
готовность oкttзaTb успуЕу каждому, кто в ней нуждается.
1.4. Рекомендуемое количеств'о часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебная нагрузка обучаrощихся -- 36 часов,
в том Iмсле:
в форме прЕlктической подготовки - 4 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем - 36 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДFРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисцпплины и впды учебной работы
Вид учебной работы
объем часов
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т. ч. в форме rrрактической подготовки
36
[Iагрузка во взаимодейётвии с преподавателем (всего)
в том чиспе:
36
пабораторные работы
Iр€жтические занятия
контрольные работы
(урсовчlя работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промепсуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
4
Е-
ЕЁ
оо
р
(.)
r5
lФ
ЕР9
оtsts l
zt
р
ЕэЁ
li
ý Е-Е
D? o_i
r-l
ývl
р
ýр
Еь:
aъts
Е
(э
х19
Ф
л
Ф
ol
о
1
а
t
р
l
Ф
rэ
в)
ээ
ЕлrU-ý !-l!-l
Ё
нъЕ
нйлн
нлу*
хФоlъ
о
оi
^ъ
ён
зк
l
zt
s s9
о
о,!?
днЕна
а Е.Ц
Ея
Ф
ч шý
ох
Ф
or ЕБ,
а
ЕнЕi]oiE,ý
охý
НýМн
Ег
l]
ЕЕ*^
кх
я
рa2
,о'
Ё8рЕ
ччн9нч^
нЕ!!
Ф
9нч\
ЕЕ8Ё
J=ФЕЁх
Ё
F
-ч
ýёё Ё
оЁ!е
хъ Е ý
,бo}iix
рЕЁнр
*рлн
ElExý
Ф
х19
Еiн
о
rl
z
Dэ
lФ
р
t9
HiN
,+ъ
ФФ
он
оо
оФ
ЕЕ
tDý
tr
р
Б
l
Ф
о
х
е
ýэ
!l
оФ
ЕЁЕ
Еqо
нцl
;i ,d
Ё,d
6€
цн
Fн
Hl*
оо
хх
{
l..)
Е
ЕрgЕý
д -!
(D
ý
.8Еа"
d
SФ9о
х
ý,
Б
.
о\
ЁъЕцý
Ед ё Ё
ol
ll
о
lt'
z
Dr
Ё
Ф
rэ
19
пэ
а
Б
Е
р
bJ
z
о
о
Ф
а
}r
ЕФ
Ф
о
l
Е
х
р
хD)
Ф
l
Ф
Ф
Ф
G
Е
Ео
чд
tЁ
о
о
or
i
z
lэ
о
ý
д
or
or
}r
ý(
tl
Ф
Ф
rэ
о
l
Е
;.F
;Ё
Ёt9
и
Еý
Е9
El
н
Ёr
хЕ
ElF
b,J
qJ
rэ
iD
*
:'Е н:"
ор:ЕЕ $Е
ЭЁ Ё
нЁ
:Е;
ЭБ Е Е х
: Е Е g,ý
о
Fl
л
Ф
а
gJ
р
Ф
о
о
о
Е
(D
Е
ч
Ф
F
Е
о
аtl
Е Е н+Ё
Er
tr
r5
l
r5
о
о
ý
Е=о
ххх
NJ-O
;_;_Р
Р-о
ýýrч
ооо х
2i 2ч
-ýNJ
Ф
ý(
=
о\
Lat
о
о
l
ЁнýýF
ф
Н п * ._
tЁоЕЁ:Q)
ý Е ýч
i
gE
t9
b,J
ь.J
Ф
Е
р
a
р
=D
о\
(.J
lФ
trо
о
о
в
"8аЕ
"
Е']
S9
HaýýJl
"
fi Ё в Ьý
5 в.i
olt
(D: Р
L
ýl
ir
D9
Е {Еi5g
Ё$Еý,Е
"В
о ё
Е.
х
В
ý
а
;Ё
*Ч
tая
Н l.i
З;НЕ
оЕ(,
Ё Еч Е
ЕЕiчЕ
х Фч
йrd
ЕýеЁ
*нн
iJ "v
Ев
Ёg8
ЕнЕ
!iiw
иqр
нЕ
Е,ý
ъо
g;
ýр
lЁ
Еg
д
l*
ЁЕfiФ
р,1
х
о
N)
3
р
лiнлвънь
Е
gб
Ё-
Ё
3ъ
дБ
tr
tо
tr
*l
Ф-
8 р ъ g я хЕ 9 о
}r
Ё Е Еý Е н нЁ rJФ
х
ЕЕ ýЕЕýЁЕ
fi
н
Н
Е 8ъ в
Е ё Ё в: ý чФ
--эо
Ф
Е
оЁ
ý(Ё
trБd
а--р!-1
v
Б
Ёо
olJ
Ф
ч(D
tF л.
gнЕF
ot=
ъцч*
ЕБЕб
ё ЕЁ
96
Бi
ilФ
l.l
,,Er
lЁФх
о
}r
9а
Ёх
Е
ЕЁФ
vLx
(,
,.l
Ф'
bJ
ЕЕ
Ёý
_w!
Ф
|{
bJ
bJ
(,
Dэ
ý
g
8,Е
ха
-Е
or
J
l
Е
!
g
д з-Ё
;ЁНЕэ
ЁЕЕЕЕ
Е й Н'
=
LФ
ý
Бё
I
F
gJ
о
р
Е
lQ
Е
-Е
хýts
Е Er5
rэ
ýн
IfФ
ЕЁg
Ez
l-
дý
8р
я ь.)
8ББý
ЕF-ЕЁl
!
о
о
}r
ЕЕ
Е9
Б нЕ
а8 Ев
FE
ЁнЁ
аg
х
ЕЁ.i Ён
l
ц ё х
Ф
в)
Ф
ч
Ф
or
lt
о
z
р
l
Ф
r5
р
Dr
нФЕqЁ-i]Еi
цЁнwФ
Е;Ё
gч
Е9
эЕt
Б*
9Ба
чЁ
Ен
Ё.,Е
Е
iд+jE
Е Е Е Е ЕЕ
оФ
яýЕ
Е*
ЕЁ
R,вЕ ý.. Еý
аЕý
8вЕ Еfi
;Е ЕЕ
нЕ
ЁЕр
Qr z
ЁвЕ
ý
л€
';с+]Б
ёЁ
Р
ýв;Ё
,д
.Уо
iй
Б
Е
цБ
Ё
*
Дб
Ея
Gч
ýН
ны
Е,Е
,Uнш*
ц
(9
Ёс-
о
Ф
sа
о
о
Ф
!
Ф
чд
т,
Ф
сп
Ф
о
or
Ф
zlo
Ft
z
19
l
Ф
2ч
т,
т:о
6
Е
х
ь
I
I
ЁёЕЕНýgЕЁЁ
вЁъ iЕЁ
ЕЁЕgЕ;Е:Е
a)
-{
Ф
@
ý)
-{
з
о
о
еФ
ýЁЕааЕýнЁ
т,
Ф
ЁЕЕЕЕEнýг
ф
(})
о\
!l
Ф
Ф
F
t\)
Dэ
дФ
бт
2ч
е
:о
u)
,а
,L)
9
ч)
х
ЕЁЁЁЕgвЁЕý
ЕЁ*ЕЁý.ЁЕ::
=аЕЕЕЕЕýýн
а
я
о
о
ц,
о)
s:о
Н
(.)
р
Е
i
ё БЕ ý
I
б Е8Ё
ý
rэ
о.)
Ф
ý ýЁ
Еб
Ео ЕF
ýл
Н Ё,в
шб
Ф
l
о
о
Ф
ý
л
а
о
s
ЕoJ
19
z
-л
Ф
-с
Ф:
-{
t9
.l
N
т
о,
Ёý
ЕЕ
EЁН
€х(ъ
Tl
Ф
€ЕЕЕ Ёъ
g
ЕЕЕ Ёо
.- бФ
;н
-ё
NЕр?
9
|ч
*б
хоЕЁ}rоЕ
tъ
Е
ЕЕ
Ё-о
хн
tr
ч,
р
Еъ
ýЕ
х8
бЕ
9ж
хё
аП-Еуо)
ЕllФЁii
Еý
эTi
ý
пэ
Е
НЁ
о
rб
b,J
х
о
ý
{
I
о
Ф
Fl
о
-
о
rэ
z
tъ
х
l
о
д
tr
t9
!
ll
t9
ЕЕЕЕЁ
Ф
аtl
Br
ll
'fэ
ЕЕ
эх
о{
Еl
;о
бс
йg
о
ЕЕ
х-{
=s
о
бur
6
trS
Е.*
оФ
эt
Фs
Fо
т
лд
Е€
sý
дi
os
}р
од
-с
9,
Ъь
ао
=.<
оз
,оФ
хI
Еd
тG'
€оs
l
л
а
Ф
rэ
вэ
Е
Fl
Ф
€в
о
J
о
z
J
т' El
оо)
F-Е
TS
оо
s(E
оР
Хс
ъд
а
Б
х
ý
в,
Е
l
l
Ёяý
}rtrv
дон
хЕн
Dсла
Е8^
ý(х Y
в ЁЁ
оаý)
о;о
Ёi:ЕЁ
ЕЁý
Ёрл
бьч
EqE
ýpi-j
sEH
EEJ
ýЕц
у*(?
iJFrH
ý,лБ
Ёýs
xE]Q)
ýЕ,(
zýo
Ёsн
FЁо
6 ý(ý
Е :,5
рйЕ
нрб
аЁЕ
EiЕDA)
яFн
Ёýя
Ен"Ц
у gЁ
бБ
ЁЕ
ёF
а
JH
Ё
9;
(,
о\
N)
оо
2ч
-О
-u)
2ч
о
I
-I
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Щля реализации прогрzlпdмы 1^rебной дисциплины должны быть преДУсМотрены
следующие специ€tльные помещения:
Кабинет (Экологиqеоких основ природопользования>,
ОСНаrЦенныЙ
оборудованием:
-
доской учебной, рабочим местом преподавателя, столzlп,lи, стульями (по
числу обуrаrощихся),
-посадочные места по количеству обучающихся;
-комплект уrебно-нагJuIдных пособий (плакаты, таблицы, раздаточный
материал);
- шкафы дJuI хранения муJuIжей (инвентаря), рtвдаточного дидактического
материала и др.; техническими средстваN4и аудиовизуt}лизации, мультимедийньпrл
проектором; нагJuIдными пособиями (натураrrьными образцаlrли продуктов,
муJUIжtlп4и, плакатап,Iи, DVD фильмами, мультимедиЙными пособиями).
Технические средства обучения:
-компьютер;
-мультимедиапроектор (интерактивнrul доска);
-мультимедийные и интерактивные обуrающие материалы;
-кarлькуляторы;
:
-реактивы и лаборагорное оборудование;
-информационное обеспечение реализации прогрчlммы.
Оснащение выполняется в соответствии с п. 6.2.|. Примерной программы по
специЕtльности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
3.2. Информационное обеспечение реализации
программы
реализации програпdмы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные иlили электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, дJuI использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издшIия из перечисленньIх ниже печатньIх изданий и (или) электронньп< изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
,Щлrя
3.2.1. Основные_ печатные издания
1.
Саенко, О.Е., Э*ооогические основы природопользования : уrебник /
О.Е. Саенко, Т.П. Трушина.
Москва : КноРус, 202I.
с.
2.
Косолапоlза, Н.В., Экологические основы природопопьзования :
Москва : КноРус,202|.
l94 с.
уrебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко.
З.
Манько О.М. Экологические основы природопользования: уlеб.
пособие для студ. уIреждеций сред. проф. образования / О.М. Манько, А.В.
Мешалкин, С.И. Кривов. - Москва: Академия, 2022. - 208 с.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования:,
учеб. пособие для студ., уrреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов,
Ю.Б. Челидзе.- Москва: Академия, 2020 -240 с.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования :
пособие
дJuI спо l Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю.
учебное
Татарникова,
2-еизд., стер.
Санкт-Петербург : Лань, 202I.
100 с.
Экологические основы природопользования : учебное пособие l
состtlвитель И. Б. Яцков.
Санкт-Петербург : Лань, 2020.
с.
-224
7.
В.
П.
природопользовilния
Экологические
основы
:
Щмитренко,
пособие
/ В. П. Щмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов.
Санктучебное
-
-2l4
-
-
4.
5.
'6. -
-
-
-
-
Петербург : Лань, 20|9.
с.
-224 и природопользования : уrебное цособИе Для спо
Основы экопогии
М. П. Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. --- Санкт-Петербург
Лаrrь, 2020.
с.
8,
/
:
-268
З.2.2..Основные электронные издания
1.
.Щмитренко, В. П. Экологические основы природопользования :
Санктуrебное пособие / В. П. ,Щмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов.
Текст
ISBN
978-5-8114-3401-5.
:
224
Петербург
Лань,
URL:
электронньй
Лань
электронно-библиотечнчш
Режим дост)дIа:
https://e.lanbook.com/book/118626 (дата обращения: 29.01,2022).
дJIя авториз. пользователей.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования
|94 с.
Москва : KHoPyc,202l.
учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко.
ISBN 978-5-406-05154-2. URL:https://book.rr/booW9З6972 (дата обратцения:
29,01.2022).
Текст : электронньй.
З.
Основы экологии и природопользовЕ}ния : уrебное пособие дJIя спо /
М. П. Грушко, Э. И, Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. 'Санкт-Петербург :
Текст : электронньlй ll Лань :
Лань, 2020.
268 с.
ISBN 978-5-8114-5826-4.
URL: https://e.lanbook.com./book/146668 (дата
электронно-библиотечнаJI система.
Режим доступа: дJuI авториз. поJБзователей.
обращ9ния : 29 .0 | .2022).
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования :
уrебное пособие" для спо Н. Ю. Поломошнова, Э. Г, Имоскенова, В. Ю.
100 с.
ISBN
Татарникова.
2-е изд.:, этер.
Санкт-Петербург : Лань, 202l,
электронно-библиотечнuI
978-5-81 |4-7128-7.
Текст
электроннъй
Лань
система.
URL: https://e.lanbook.com/book/155695 (дата обращения: 29.01 .2022).
Режим доступа: дJuI авториз. пользователей.
5. Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : уtебник / О.Е.
ISBN 978-5-406Саенко, Т.П. Трушина.
Москва : КноРус, 202l.
Текст :
03321-0.
URl:htфs://Ьооk.rrlЪооk/9ЗбЗ26 (лата обращения:29.0|.2022).
электронньй.
6.
Экологич9ские основы природопользования : уrебное пособие l
22! с.
ISBN 978-5составитель И. Б. Яцков.
Санкт-Петербург : Лань, 2020.
8114-4270-6.- Текст: электронныйll Лань : электронно-библиотечнаJI система.
URL: https://e.lanbook.com/book/138168 (дата обращения 29.01.2022).
Режим
доступа: для авториз. пользователей.
система.
-
с.
201!).
:
:
//
2.
:
-
-
-
-
-
-
-
4.
-
-
-
-
l
:-
-
-
:
ll
-
-
-
-
-
2l4
-
3.2.3..Щополнительные источники
1.
ГОСТ 17.0.].01-76 Система стандартов в области охраны природы и
использоваIIия
природньж ресурсов.
улгIшения
ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы, Гидросфера
ГОСТ |8294-2004 Вода питьевая.
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ <О качестве и
безопасности пищевых продуктов> (последняя редакция)
Федеральный закон от 10.01 .|996 N 4-ФЗ кО мелиорации земель))
(последняя редакция)
Федеральный закон от 10.01 .2002 N 7-ФЗ <Об охране окружшощей
средьD (последняя редакция)
8. Экология и жизнь: научно-популярный журнttл [Электронный
ресур9]. URL: htф://www.есоlifе.ru/
2.
З.
4,
5,
6.
7.
9.
ресурс]. URL:
4.
Экологияпроизводства:научно-практическийжурнал[ЭЛеКТРонный
https ://ecoindustry.info/
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
дисциплины
резчльтаты обччения
знать:
-принципы взаимодействия живьIх
организмов и среды обитания.
-особенности взаимодействия
оощества и природы, основные
источники техногенного,.
взаимодействия на окружаrощуrЬ
среду
-об условиях устойчивого
рttзвития экосистем и
возможньIх причинах
возникновения экологического
кризиса;
-принципы и методы
рационального
природопользования;
-методы экологического
регулированияi
-принципы рtlзмещения
производств различного
типа;
-основные группы отходов их
источники и масштабы
образования;
-понятия и принципы
мониторинга окружающей
среды;
-правовые и социtlльные
вопросы природопользования
и экологической
безопасности;
-принципы и правила
международного
сотрудничества области
природопользования и охраны
окружающей среды;
-природоресурсный потенциЕrл
Критерии оценки
Полнота ответов,
точность
формулировок,
правильные ответы.
Актуа.пьность темы,
адекватность
результатов
поставленным цеJIям,
верный ответ,
точность
формулировок,
адекватность
применения
профессиональной
, терминологии
методы оценки
- анализ выполнения
практических работ
-текущий контроль;
-дифференцированный
зачет
-охраняемые природные территории.
Уметь:
-анализировать и
прогнозировать экологические
последствия ра:}личньж видов
деятельности;
-использовать в профессиональной
Правильность, полнота
выполнения заданий,
точность
формулировок,
точность расчетов и
фоомчлиоовок.
активность на занятиях в
группtlх;
верное выполнение
задания и формулирование ответа;
дифференцированный
деятельностипредставленияо l соответствие l зачет
обитания
взаимосвязи организмов и
среды
-соблюдать в профессионаrrьной
деятельностирегла]чIенты
экологической безопасности
требованиям
l Адекватность,
| оптимальность выбора
| способовдействий,
| методов, техник,
последовательностеи
действий и т.д.
точность выполнения
задания, соответствие
l требованиям
инструкций,
|
регламентов,
рационапьность
действий
Лист дополнений и изменений к рабочей програмце
ЕН. 02 Экологические основы прпродопользования на 20_- 20;rчебныЙ год
5.
20_
учебный
,Щополнения.и изменения к рабочей прогрЕlI\4ме на 20_год по уrебной дисциплине ЕН. 02 Экологические основы природопользования.
В рабочую прогрчlп{му внесены следующие изменения:
,Щополнения и измеIIения в рабочей прогрllпdме рассмотрены и согласовЕIны на заседании
цикJIовои методическои комиссии
20_г.
(протокол
Ns____).
Председатель цикловой методической комиссии
Ф.и.о.