СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт программы учебной практики
2.
Тематический план и содержание учебной практики
3.
Условия реализации программы учебной практики
4.
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики
5.
Лист дополнений и изменений к рабочей программе учебной практики
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.03 Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов,
устройств и систем металлических судов
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ.03 Сборка,
монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем
металлических судов является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии 26.01.01 Судостроительсудоремонтник металлических судов.
Цель и планируемы результаты освоения учебной практики
В результате изучения учебной практики обучающийся должен освоить основной вид
профессиональной деятельности ВД:
- Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и
систем металлических судов
и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции:
1.2.1 Перечень общих компетенций
Код
Наименование компетенции
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
ОК 1
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ОК 2
ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
ОК 3
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
ОК 4
выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные
профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами
ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Выпускник, освоивший программу СПО профессии
профессиональными компетенциями
Код
ВД
ПК 3.1
ПК 3.2.
ПК 3.3.
технологии
должен
в
обладать
Наименование видов деятельности и профессиональных
компетенций
Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов,
устройств и систем металлических судов
Производить разметку мест установки деталей по сборочным и монтажным
чертежам.
Формировать и собирать корпус судна на стапеле
Монтировать (демонтировать) судовые конструкции, механизмы, системы и
оборудование с использованием безопасных методов труда.
1.2.3. В результате освоения учебной практики обучающийся должен:
Иметь
практический - выполнения работ по сборке легких переборок и
выгородок;
опыт
- изготовления и установки деталей набора;
- сборки плоских малогабаритных секций из
углеродистых и низколегированных сталей;
- выполнения разметки, контуровки по шаблону, сборки,
установки и проверки простых узлов деталей из
углеродистых и низколегированных сталей при узловой,
секционной и стапельной сборке;
- выполнения работ при сборке, демонтаже, установке,
ремонте плоских крупногабаритных секций,
плоскостных секций, криволинейных и несимметричных
тавровых узлов;
- технические характеристики деталей и узлов
Знать
корпусных конструкций;
- методы и типовые технологические процессы
изготовления сборки и контроля;
- документацию сборщика корпусов металлических
судов;
- типовые дефекты изготовления и сборки и их причины,
методы предупреждения дефектов;
- этапы узловой и секционной сборки;
- способы разметки сложных деталей и установки узлов
и деталей на криволинейных поверхностях;
- развёртки сложных геометрических фигур;
- обработку и сборку деталей, узлов, секций и блоков;
- методы ремонта, замены обшивки и набора корпуса
судна;
- систему припусков и допусков, квалитеты обработки и
параметры шероховатости, методы стыкованя блоков
корпуса судна;
- устройство стапель-кондукторов, контователей;
- различные формы подготовки кромок под сварку;
- способы выполнения проверочных работ; причины
возникновения сварочных деформаций и способы их
предупреждения;
- способы правки сварных и клёпаных конструкций
любым методом;
- основные правила и технические условия на постройку
и ремонт корпусов металлических судов;
- малую механизацию, сборочные приспособления при
сборки и формировании секций, блок-секций и
установку их на стапеле;
- способы формирования судового поезда для
постройки, вывода и спуска судов;
- принцип действия и устройство поточных
механизированных линий по сборке сварке днищевых и
бортовых секций;
- правила и технические условия на гидравлические
испытания давлением 2.0 МПа (до 20 кгс/см) и
пневматические испытания давлением до 0,3 МПа (до 3
Уметь
кгс/см) корпусных конструкций, правила пользования
сложными контрольно-измерительными проверочными
инструментами и приборами, их назначение;
- способы проверки положения мелких и малых судов на
стапеле и в доке при ремонте;
- работать с технической и технологической
документацией сборщика корпусов металлических
судов;
- применять инструмент, приспособления и
оборудование;
- производить типовые испытания и контроль деталей и
судовых корпусных конструкций в цехе, на стапеле и на
судне;
- осуществлять формирование корпуса судна на стапеле
или в доке из секций ( плоскостных с погибью,
крупногабаритных плоских, малогабаритных со
сложной кривизной, объёмных), блок-секций для
средней части судна, блок секций надстройки и секций
оконечностей судов с простыми обводами;
- выполнять разметку, проверку, контуровку корпусных
конструкций при стапельной сборке и ремонте, а также
разметку на секциях мест установки деталей набора,
насыщения с вынесением размеров от основных линий
корпуса судна;
- выполнять демонтаж, ремонт, изготовление, установку
листов наружной обшивки с погибью для средней части
судна, листов фальшборта в оконечностях, палубного
настила, настила второго дна;
- осуществлять гибку на станках в холодном состоянии и
вручную с нагревом профильного и листового материала
со сложной кривизной толщиной до 10 мм при ремонте
судов;
- выполнять средней сложности проверочные работы;
- снимать размеры с места и изготавливать шаблоны со
сложных деталей;
- выполнить сборку, установку и проверку постелей с
погибью. Кондукторов и контователей средней
сложности;
- выполнять правку любым методом крупногабаритных
сложных конструкций из сталей и сплавов толщиной
свыше 6 мм, а также несложных корпусных
конструкций из сталей и сплавов толщиной до 6 мм;
- проводить гидравлические испытания корпусных
конструкций давлением до 2.0 МПа (до 20 кгс/см) и
пневматические испытания давлением свыше 0,05 до
0,3 МПа (от 0,5 до 3 кгс/см) с устранением выявленных
недостатков;
1.3Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум»
Код
Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
ЛР 13 достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
ЛР 14
успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
ЛР 15 возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
ЛР 16
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и
ЛР 17
культуре поведения, к красоте и гармонии
Сохраняющий и уважающий природные богатства Республики Крым,
ЛР 18
способствующий их разумному потреблению
Использующий высокий национально-культурный, исторический и
ЛР 19
духовный потенциал Республики Крым
Мотивированный на реализацию профессиональной карьеры на территории
ЛР 21
Республики Крым
ЛР 22 Активно применяющий полученные знания на практике
Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной
ЛР 23 деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие
характеристики.
ЛР 24 Способный к применению инструментов и методов бережливого производства
ЛР 26 Готовый к конкурентоспособности на рынке труда
Умеющий быстро принимать решения, распределять собственные ресурсы и
ЛР 28
управлять своим временем
1.4. Количество часов на освоение учебной практики:
Всего – 36 часов
в том числе в форме практической подготовки – 36 часов
2.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.03 Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов,
устройств и систем металлических судов
3.1. Количество часов на освоение программы учебной практики
Коды профессиональных
компетенций
ПК 3.1 – 3.3
Наименование разделов практики
Кол-во
часов
Технологический процесс сборки корпусов
металлических судов
36
2.2.Содержание учебной практики ПМ.03
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
ПМ.03 Сборка, монтаж
(демонтаж) элементов судовых
конструкций, корпусов,
устройств и систем
металлических судов
МДК.03.01 Технологический
процесс сборки корпусов
металлических судов
Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов
Содержание
(виды работ)
Кол-во часов
2
3
2
Разметка прямых линий намеленной ниткой, разметка по
чертежу
Изготовление прямолинейного тавра.
Изготовление обуха
Изготовление фундамента под насос.
Изготовление фундамента под холодильник.
Изготовление фундамента под бойлер.
Изготовление узла переборки.
Изготовление тумбы
Изготовление таврового узла с набором.
Изготовление узла пересечения переборки с палубой
Изготовление узла подкрепления выгородки
Изготовление узла платформы.
Изготовление узла палубы с набором.
Изготовление фундамента под электродвигатель
Изготовление узла подкрепления выгородки
Изготовление узла крепления пиллерса.
Сборка полотнища
Установка набора на полотнище
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной практики предполагает наличие слесарно-механической
мастерской, слесарно-сборочной мастерской и мастерской сварочного производства;
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:
1.Слесарно-механической и слесарно-сборочной:
рабочие места по количеству обучающихся;
станки: настольно-сверлильные, заточные и др.
верстаки
набор слесарных инструментов;
приспособления для выполнения слесарных работ.
материал и заготовки для выполнения слесарных работ.
2.Сварочного производства:
рабочие места по количеству обучающихся;
заготовки изделий и узлов для выполнения сварочных работ;
приспособления для выполнения сварочных работ;
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику,
которая проводится рассредоточено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
1. Справочник электрогазосварщика и газорезчика: учеб.пособие: Допущено
Минобразованием России / Г. Г. Чернышов, Г. В. Полевой, А. П. Выборнов и др.; Под ред. Г. Г.
Чернышова. — 4-e изд., стер. —М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2. П о к р о в с к и й Б. С. Слесарно-сборочные работы: учебник: Рекомендовано ФГУ
«ФИРО». — 6-e изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
3. П о к р о в с к и й Б. С. Основы технологии сборочных работ: учеб. пособие:
Рекомендовано ФГУ «ФИРО». — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
4. К у л и к о в О. Н., Р о л и н Е. И. Охрана труда при производстве сварочных работ:
учебник: Рекомендован ФГУ «ФИРО». — 8-e изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
5. О в ч и н н и к о в В. В. Охрана труда при производстве сварочных работ: учеб. пособие:
Допущено Экспертным советом. — 3-e изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
6. Ш е л а м о в а Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник: Рекомендовано
ФГУ «ФИРО». — 10-e изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
7. Ш е л а м о в а Г.М. Основы этики и психологии профессиональной деятельности:
учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
8. Банов М.Д. Технология и оборудование контактной сварки: Учебник. - М.: Академия,
2005.
9. Котельников А. А. Производство сварных конструкций : учебное пособие / А. А.
Котельников, В. А. Крюков, Т. В. Алпеева. - Курск : КГТУ, 2005.
10. Патона Б.Е. Технология электрической сварки металлов и сплавов плавлением /Под ред..
– М.: Машиностроение, 1974.
Справочники:
1. Китаев Н.А. Справочник сварщика. – М.: Феникс, 2011.
2. Н.И. Никифоров, С.П.Нешумова, И.А.Антонов. Справочник газосварщика и
газорезчика/—2-е изд., испр.—М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1999.
Периодические издания (журналы):
1. «Сварка и диагностика»
2. «Сварщик»
3. «Сварочное производство»
4. «Инструмент. Технология. Оборудование»
5. «Информационные технологии»
6. «Профессиональные информационные системы CAD и CAM».
Электронные ресурсы:
1. "Российское образование" - федеральный портал: Профессиональное образование:
Образование в области техники и технологий: Общие и комплексные проблемы технических и
прикладных наук и отраслей народного хозяйства: Сварка. http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=1864
2. Все для надежной сварки (виртуальная библиотека). - http://www.svarkainfo.ru/
3. Новые сварочные аппараты — multiplaz.ru. - www.multiplaz.ru/
Сварочное оборудование — svarochnye-apparaty.ru. - www.svarochnye-apparaty.ru/
4. Библиотека инструкций по охране труда (полный список всех инструкций) - Инструкция
по охране труда для электрогазосварщика. - http://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/165/145959/
5. Охрана труда сварщика, видео , техника безопасности. - http://weldzone.info/safety/582video-oxrana-truda-svarshhika
Правильный поиск работы и подбор персонала в Тамбовской области. - http://tambovskaya.
rabota.ru/
6. Поиск вакансий. - http://www.job.ru/
7. «Энциклопедия карьеры». - http://planetahr.ru/publication/2460
8. Центр развития карьеры и взаимодействия с выпускниками. - http://центр-карьеры.рф/
9. Эффективное поведение на рынке труда. - http://pl1.oldscouts.ru/index.php?option =
com_content&task=view&id=97&Itemid=132
10. Стратегия эффективного поведения на рынке труда выпускников в условиях
экономической нестабильности. - http://www.career-st.ru/specialist/docladi/5
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль за проведением учебной практики осуществляется руководителем практики в
процессе проведения занятий, самостоятельного выполнения обучающимися учебнопроизводственных работ, выполнения проверочных работ.
Оценка результатов освоения учебной практики проводится в соответствии с «Положением
об учебной практике»
Результаты
Основные показатели оценки результата
(освоенные профессиональные
компетенции)
ПК 3.1 Производить разметку
- Правильность подбора инструмента для выполнения
мест установки деталей по
разметки.
сборочным и монтажным
- Соответствие выполнения разметки мест установки деталей
чертежам.
согласно техпроцесса.
- Соответствие разметки мест деталей согласно техдокументации.
- Правильность выбора способов разметки мест установки
деталей.
-Соблюдение норм охраны труда.
ПК 3.2. Формировать и
-Правильность подбора инструмента, приспособлений и
собирать корпус судна на
оборудования при сборке судна на стапеле.
стапеле.
-Соответствие формирования и сборки судна на стапеле
согласно техпроцесса.
-Соответствие выполнения работ при сборке судна на
стапеле согласно техдокументации.
- Соблюдение норм охраны труда.
ПК 3.3 Монтировать
-Правильность подбора инструмента, приспособлений
(демонтировать) судовые
и оборудования при монтаже (демонтаже) судовых
конструкции, механизмы,
конструкций и механизмов.
системы и оборудование с
- Соответствие монтажа (демонтажа) судовых
использованием безопасных
конструкций и механизмов согласно техдокументации
методов труда.
и техпроцесса.
-Соблюдение норм охраны труда и пожарной
безопасности.
- демонстрация интереса к будущей профессии.
ОК 1 Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовать
- обоснование выбора и применения методов и способов
собственную деятельность,
решения профессиональных задач в области разработки
исходя из цели и способов ее
технологических процессов;
достижения, определенных
- демонстрация эффективности и качества выполнения
руководителем
профессиональных задач.
ОК 3 Анализировать рабочую
ситуацию, осуществлять
текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию
собственной деятельности,
нести ответственность за
результат своей работы
- демонстрация способности принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск
информации необходимой
для эффективного
выполнения профессиональных задач
ОК 5 Использовать
информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности
ОК 6 ОК 6.Работать в команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
клиентами.
- нахождение и использование информации для
эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 7 Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с
применением полученных
профессиональных знаний (для
юношей).
- демонстрация готовности к исполнению воинской
обязанности.
- демонстрация навыков использования информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и
мастерами в ходе обучения.
-проявление ответственности за работу подчиненных.
1.1. Критерии оценки результатов освоения учебной практики
1. Овладение приемами работ;
2. Соблюдение технических и технологических требований к качеству производимых работ;
3. Выполнение установленных норм времени (выработки);
4. Пользование оборудованием, инструментом, приспособлениями;
5. Соблюдение требований безопасности труда и организации рабочего места.
1.2. Оценка «отлично» ставится обучающемся если:
обучающийся в полном объеме овладел приемами выполнения работ;
полностью соблюдал технологию выполнения работ;
обучающийся все виды работ выполнил в установленную норму времени;
обучающийся при выполнении работ умело пользовался оборудованием,
инструментами, приспособлениями;
соблюдал требования безопасности труда и организации рабочего места;
качество выполненной работы соответствует образцам.
1.3. Оценка «хорошо» ставится обучающемся если:
обучающийся овладел приемами выполнения работ;
соблюдал технологию выполнения работ, но допустил одну-две ошибки;
обучающийся все виды работ выполнил в установленную норму времени;
обучающийся при выполнении работ умело пользовался оборудованием,
инструментами, приспособлениями;
соблюдал требования безопасности труда и организации рабочего места;
качество выполненной работы соответствует образцам.
1.4. Оценка «удовлетворительно» ставится обучающемся если:
обучающийся в недостаточном объеме овладел приемами выполнения работ;
допускал существенные технологические ошибки при выполнении работ;
обучающийся не выполнил работу в установленную норму времени;
обучающийся при выполнении работ неуверенно пользовался оборудованием,
инструментами, приспособлениями;
при выполнении работ обучающийся допускал нарушения требования безопасности
труда и организации рабочего места;
качество выполненной работы не в полной мере соответствует образцам.
1.5. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающемся если:
обучающийся не овладел приемами выполнения работ;
при выполнении работ обучающийся не соблюдал технологию выполнения работ;
обучающийся не выполнил работу в установленную норму времени;
обучающийся при выполнении работ неуверенно пользовался оборудованием,
инструментами, приспособлениями;
при выполнении работ обучающийся не соблюдал требования безопасности труда и
организации рабочего места;
качество выполненной работы не соответствует образцам.
Лист дополнений и изменений к рабочей программе ПМ.03 Сборка, монтаж (демонтаж)
элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов
на 20 - 20__ учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на 20__- 20
ПМ.03
учебный год по учебной практике
Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем
металлических судов
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы на заседании
цикловой методической комиссии
«
»
20
г. (протокол №
Председатель цикловой методической комиссии
).
Ф.И.О.