1 2 Основная профессиональная образовательная программа: образовательная программа по профессии среднего профессионального образования (далее –ОПОП-П, ОПОП-П СПО) - разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 27.04.2022 № 288. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский технологический техникум» Разработчики: Савченко Э.А. Зам. Директора по УПР, Конкина С.А заведующий учебной частью, Неволина Л.Л Зам. Директора по УВР Возникевич Н.В преподаватель, председатель ЦМК Колоскова Н.В преподаватель спецдисциплин Аникина Т.В преподаватель по предмету русского языка и литературы Мамедеминова Д.С преподаватель химии Зверева С.А преподаватель математики Карпенко А.С преподаватель физической культуры Лысак Н.С преподаватель физической культуры Кудрявцева М.И преподаватель физики Гурэу Э.К преподаватель ОБЖ Гурьева Н.В преподаватель английского языка Осипова Е.В преподаватель английского языка Артисевич А.А. преподаватель истории Олиференко И.А преподаватель информатики Бех О.Ю преподаватель географии Алтаева Ю.В преподаватель по предмету индивидуальный проект Моркова М.В преподаватель русского языка и литературы 3 Содержание Раздел 1. Общие положения ......................................................................................................................................4 1.1. Назначение основной профессиональной образовательной программы............................................... 4 1.2. Нормативные документы ......................................................................................................................... 4 1.3. Перечень сокращений ................................................................................................................................. 6 Раздел 2. Основные характеристики образовательной программы ...................................................................7 Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ......................................................... 8 3.1. Область(и) профессиональной деятельности выпускников: ................................................................. 8 3.2. Профессиональные стандарты ................................................................................................................ 8 3.3. Осваиваемые виды деятельности ............................................................................................................ 9 Раздел 4. Требования к результатам освоения образовательной программы ................................................. 10 4.1. Общие компетенции ................................................................................................................................ 10 4.2. Профессиональные компетенции ........................................................................................................... 13 4.3. Матрица компетенций выпускника ....................................................................................................... 25 Раздел 5. Структура и содержание образовательной программы ..................................................................... 34 5.1. Учебный план ............................................................................................................................................ 34 5.2. Обоснование распределения вариативной части образовательной программы .............................. 37 5.3. План обучения в форме практической подготовки на предприятии (на рабочем месте) ................ 37 5.4. Календарный учебный график ................................................................................................................. 38 5.5. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей ................................................. 39 5.6. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы .................................. 39 5.7. Практическая подготовка ....................................................................................................................... 39 5.8. Государственная итоговая аттестация ................................................................................................ 40 Раздел 6. Условия реализации образовательной программы ............................................................................ 40 6.1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной программы ......... 40 6.2. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ......................... 41 6.3. Кадровые условия реализации образовательной программы .................................................................. 41 6.4. Расчеты финансового обеспечения реализации образовательной программы ..................................... 41 Перечень приложений к ОПОП-П: Приложение 1. Рабочие программы профессиональных модулей Приложение 2. Рабочие программы дисциплин Приложение 3. Материально-техническое оснащение Приложение 4. Программа государственной итоговой аттестации Приложение 5. Рабочая программа воспитания Приложение 6. Рабочие программы дисциплин общеобразовательного цикла 4 Раздел 1. Общие положения 1.1. Назначение основной профессиональной образовательной программы 1.1. Настоящая основная профессиональная образовательная программа «Профессионалитет» (далее – ОПОП-П) по 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по 26.01.01 Судостроитель- судоремонтник металлических судов, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.04.2022 № 288 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов» (далее - ФГОС, ФГОС СПО). ОПОП-П определяет объем и содержание среднего профессионального образования по профессии 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов, требования к результатам освоения образовательной программы, условия реализации образовательной программы. ОПОП-П разработана для реализации образовательной программы на базе основного общего образования образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии. 1.2. Нормативные документы − Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.04.2022 № 288 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов»; − Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 г. № 762; − Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800) (далее – Порядок); − Положение о практической подготовке обучающихся (Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020); − Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (Приказ Минпросвещения России от 14.07.2023 № 534); − Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приказ Минпросвещения России от 13.12.2023 N 932); − Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»; − Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 5 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 сентября 2022 г. №557н «Об утверждении профессионального стандарта «Сборщик корпусов металлических судов»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31. Августа 2021 № 595н «Об утверждении профессионального стандарта «Сборщикдостройщик судовой»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 апреля 2021 №238н «Об утверждении профессионального стандарта «Гибщик судовой»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 июня 2021 г. № 380н «Об утверждении профессионального стандарта «Трубогибщик судовой», − Закон Республики Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым» (с изменениями на 14 апреля 2023 года); − Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 14 июля 2023 года № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; − Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 01.09.2022 № 796 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования"; − Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 12 августа 2022 года); − Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 731 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; − Рекомендации Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России от 01.03.2023 № 05-592 по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; − Приказ Минпросвещения России от 27 декабря 2023 года № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования» (вступит в силу 1 сентября 2024 года); − Приказ Минпросвещения России от 1 февраля 2024 года № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования» (вступит в силу 1 сентября 2024 года); − Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 года № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования» (вступит в силу 1 сентября 2024 года); − Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего 6 образования образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах"; − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". 1.3. Перечень сокращений ГИА – государственная итоговая аттестация; ДЭ – демонстрационный экзамен; МДК – междисциплинарный курс; ОК – общие компетенции; ОП – общепрофессиональный цикл; ОУД – общеобразовательные дисциплины; ОТФ – обобщенная трудовая функция; СГ – социально-гуманитарный цикл ПА – промежуточная аттестация; ПК – профессиональные компетенции; ПМ – профессиональный модуль; ОПОП-П – основная профессиональная образовательная программа «Профессионалитет»; П– профессиональный цикл; ПП- производственная практика; ПС – профессиональный стандарт; ТФ – трудовая функция; УМК – учебно-методический комплект; УП – учебная практика; ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. 7 Раздел 2. Основные характеристики образовательной программы Параметр Отрасль, для которой разработана образовательная программа Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии) Специализированные допуски для прохождения практики, в том числе по охране труда и возраст до 18 лет Реквизиты ФГОС СПО Квалификация (-и) выпускника в т.ч. дополнительные квалификации Направленности (при наличии) Нормативный срок реализации на базе ООО или на базе СОО Нормативный объем образовательной программы на базе ООО или на базе СОО Согласованный с работодателем срок реализации образовательной программы Согласованный с работодателем объем образовательной программы Форма обучения Структура образовательной программы Данные Машиностроение Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 сентября 2022 года N 557н «Об утверждении профессионального стандарта «Сборщик корпусов металлических судов» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 октября 2020 №727н «Об утверждении профессионального стандарта «Судокорпусник-ремонтник» обязательное предварительное прохождение медицинского осмотра; прохождение инструктажей по охране труда, промышленной безопасности и пожарной безопасности, гражданской обороне и действиям в случае ЧС. Приказ Минпросвещения России от 27 апреля 2022 г. № 288 Сборщик корпусов металлических судов Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов, оборудования машиностроительного производства 2 года 10 месяцев 4428 часов 2 года 10 месяцев 4428 часов очная Объем, в ак.ч. в т.ч. в форме практической подготовки 1495 Обязательная часть образовательной программы 3780 Общеобразовательный цикл социально-гуманитарный цикл общепрофессиональный цикл 1476 268 192 154 70 профессиональный цикл 1916 1271 в т.ч. практика: - учебная - производственная 1044 - 576 - 468 1044 - 576 - 468 Вариативная часть образовательной программы в т.ч. запрос конкретного работодателя кластера и (или) отрасли (не менее 50% объема вариативной части образовательной программы), включая цифровой образовательный модуль: ПМд.05 Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системам 612 289 405 289 277 225 8 ПМц.06 Трудовая деятельность в условиях цифоровой экономики ГИА в форме демонстрационного экзамена 128 Всего 4428 64 36 1784 Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 3.1. Область(и) профессиональной деятельности выпускников: 30 Судостроение. 3.2. Профессиональные стандарты № 1 Код и Наименование ПС 30.012 Сборка и ремонт корпусов металлических судов Реквизиты утверждения Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 сентября 2022 года N 557н Код и наименование ОТФ AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритным и секциями Код и наименование ТФ A/01.2 Выполнение подготовительных и вспомогательных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей A/02.2 Выполнение слесарных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей A/03.2 Сборка, установка, демонтаж плоских малогабаритных секций, установка простых узлов и деталей A/04.2 Выполнение подготовительных и вспомогательных работ при проведении испытаний сварных швов корпусных конструкций 2 30.014 Корпусные ремонтные работы на судах, плавучих сооружениях и аппаратах Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 октября 2020 №727н АВыполнение простых слесарносборочных работ при монтаже и демонтаже судовых конструкций A/01.1 Выполнение простых подготовительных работ при ремонте судовых конструкций A/02.1 Выполнение простых вспомогательных работ при ремонте судовых конструкций 9 3.3. Осваиваемые виды деятельности Наименование видов деятельности Виды деятельности (общие): Выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмов Выполнение различных операций с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Выполнение сборочно-достроечных работ Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системам Трудовая деятельность в условиях цифровой экономики Код и наименование ПМ ПМ.01 Выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмов ПМ.02 Выполнение различных операций с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) ПМ.03 Выполнение сборочно-достроечных работ ПМд.05 Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системам ПМц.06 Трудовая деятельность в условиях цифровой экономики Наименование направленности Наименование видов деятельности Виды деятельности (общие) Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов Код и наименование ПМ ПМн.04 Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов 10 Раздел 4. Требования к результатам освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции Код ОК Формулировка компетенции Знания, умения ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и выделять её составные части определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить структура плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте методы работы в профессиональной и смежных сферах порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации, планировать процесс поиска, выбирать необходимые источники информации выделять наиболее значимое в перечне информации, структурировать получаемую информацию, оформлять результаты поиска оценивать практическую значимость результатов поиска применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности приемы структурирования информации формат оформления результатов поиска информации современные средства и устройства информатизации, порядок их применения и 11 ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско- программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности применять современную научную профессиональную терминологию определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности, выявлять источники финансирования презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности определять источники достоверной правовой информации составлять различные правовые документы находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать оценивать жизнеспособность проектной идеи, составлять план проекта Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации современная научная и профессиональная терминология возможные траектории профессионального развития и самообразования основы предпринимательской деятельности, правовой и финансовой грамотности правила разработки презентации основные этапы разработки и реализации проекта Умения: организовывать работу коллектива и команды взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива психологические особенности личности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: правила оформления документов правила построения устных сообщений особенности социального и культурного контекста Умения: 12 ОК 07 ОК 08 патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической проявлять гражданско-патриотическую позицию демонстрировать осознанное поведение описывать значимость своей профессии применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданско-патриотической позиции традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений значимость профессиональной деятельности по профессии стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения Умения: соблюдать нормы экологической безопасности определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии организовывать профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности пути обеспечения ресурсосбережения принципы бережливого производства основные направления изменения климатических условий региона правила поведения в чрезвычайных ситуациях Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека основы здорового образа жизни 13 подготовленности ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии средства профилактики перенапряжения Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности 4.2. Профессиональные компетенции Виды деятельности Выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмов Код и наименование компетенции ПК 1.1 Выполнение простых слесарносборочных работ при монтаже и демонтаже судовых конструкций Показатели освоения компетенции Навыки: демонтажа, ремонта, сборки, разметки, контуровки малогабаритных объемных секций оконечностей судов со сложными обводами; демонтажа, ремонта, установки кожухов дымовых труб; изготовления и установки поворотных и неповоротных площадок трапов забортных из сплавов. Умения: выполнять разметку и построение разверток сложных деталей и частей корпуса судна; выполнять строповку и перемещение узлов, секций и других грузов массой от 5 000 до 10 000 кг с помощью подъемно-транспортных и специальных средств в пределах рабочего места; производить демонтаж, ремонт, сборку, разметку, контуровку крупногабаритных плоскостных и объемных секций со сложной кривизной; выполнять слесарные операции при демонтаже вспомогательных механизмов, 14 ПК 1.2 Выполнение слесарно-сборочных, подготовительных и вспомогательных работ по типовым технологическим процессам ПК 1.3 Придание требуемой формы мелким деталям и узлам судна из листового проката и профиля в холодном электрооборудования, теплообменных аппаратов, арматуры, трубопроводов; производить очистку, промывку деталей машин и механизмов. Знания: методы сборки, установки, проверки и демонтажа сложных объемных секций и блоков; основные методы и способы формирования корпуса судна; блочный метод формирования корпуса и организация работ на построечном месте; секционный метод постройки судна и организации работ на построенном месте; последовательность стыкования блоков судна и организации работ на построенном месте. Навыки: изготовления, установки встык под сварку дефектных участков наружной обшивки корпуса судна; выполнения слесарных операций при разработке и сборке неответственных узлов; обработки деталей в свободный размер ручным слесарным инструментом. Умения: осуществлять обработку деталей в свободный размер ручным слесарным инструментом; выполнять изготовление заготовок для прокладок из различных материалов; выполнять работы по подготовке к монтажу вспомогательных механизмов, трубопроводов, арматуры под руководством слесаря-монтажника судового более высокой квалификации. Знания: правила и методы строповки и перемещения узлов, секций и других грузов массой от 5 000 до 10 000 кг с помощью подъемно-транспортных и специальных средств; наименование и расположение основных районов судна; наименование механизмов, устройств, трубопроводов, арматуры и деталей, поступающих на монтаж; типы соединений трубопроводов; основные требования, предъявляемые при выполнении слесарных операций, при обработке неответственных деталей; материалы для прокладок. Навыки: гибки мелких деталей судна в холодном состоянии из листового проката толщиной от 5 до 10 мм в цилиндрическую, коническую и другие формы с погибью в одном направлении из углеродистой, легированной стали и легких сплавов; гибки мелких деталей судна в холодном состоянии из профиля высотой до 100 мм из углеродистой, легированной стали и легких сплавов в угловую форму или с плавной кривизной с постоянным или переменным радиусом кривизны; 15 состоянии, а также выполнение вспомогательных работ при гибке и правке в горячем состоянии гибки мелких деталей. Умения: выполнять гибку мелких деталей судна в холодном состоянии из листового проката толщиной от 5 до 10 мм из углеродистой, легированной стали и легких сплавов в цилиндрическую, коническую и другие формы с погибью в одном направлении в соответствии с технологическим процессом; выполнять гибку мелких деталей судна в холодном состоянии из профиля высотой до 100 мм из углеродистой, легированной стали и легких сплавов в угловую форму или с плавной кривизной с постоянным или переменным радиусом кривизны в соответствии с технологическим процессом; выполнять разметку установки шаблонов на изгибаемых деталях; наносить на заготовку разметочные линии контура и припусков; определять последовательность выполнения гибки в зависимости от размеров контура и материала заготовки; определять припуски при холодной гибке деталей; определять размер минимально допустимого радиуса изгиба в зависимости от механических свойств материала заготовки, от технологии гибки и качества поверхности заготовки; осуществлять снятие размеров по месту и изготовление шаблонов погибов простых деталей судна; пользоваться приборами для определения температуры металла; производить расчет длины заготовки при выполнении гибочных работ. Знания: назначение и условия применения наиболее распространенных простых приспособлений, слесарного и измерительного инструмента; правила обращения с консервирующими материалами, их назначение; допустимые радиусы гибки листового и профильного металла; методы гибки листов и профилей, применяемые в судостроении; назначение и условия применения приспособлений для гибки деталей судна; основные марки применяемых в судостроении сталей и сплавов и их обозначение; особенности гибки деталей из легких сплавов; правила и способы гибки деталей судна в сферическую, волнообразную и другие формы с погибью в двух и более направлениях в холодном состоянии; правила определения припусков на обработку деталей; правила разметки заготовок под гибку деталей и после гибки; правила расчета длины заготовки при выполнении гибочных работ. 16 Выполнение различных операций с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) ПК 2.1 Подготовка и сборка элементов конструкций под сварку ПК 2.2 Проведение сварочных работ и зачистка сварных швов после сварки Навыки: чтения чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций; организации безопасного выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда. Умения: выполнять зачистку кромок и мест установки деталей под сварку и сварных швов пневматическими машинами; работать электроприхваткой; подготавливать газовые баллоны к работе; выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками; проверять точность сборки. Знания: правила подготовки конструкций под сварку; виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений; типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе. Навыки: выполнения газовой сварки средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных и простых деталей из цветных металлов и сплавов; выполнения ручной дуговой и плазменной сварки средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов; выполнения автоматической и механизированной сварки с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов; выполнения кислородной, воздушно-плазменной резки металлов прямолинейной и сложной конфигурации. Умения: выполнять тепловую резку и пневматическую рубку при подгонке и сборке простых конструкций из углеродистых и низколегированных сталей в нижнем положении. Знания: принцип работы и правила эксплуатации и обслуживания, применяемого пневматического, сварочного, газорезательного и механического оборудования; основные свойства применяемых сталей, сплавов, электродов; правила эксплуатации сети сжатого воздуха; виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах; типы разделки кромок под сварку; 17 Выполнение ПК 3.1 Изготовление, сборочно-достроечных разметка, сборка, работ правка, установка и демонтаж мелких и неответственных деталей и узлов вручную ПК 3.2 Изготовление, разметка, сборка, правка, установка и демонтаж простых деталей и узлов крепления оборудования ПК 3.3 Изготовление, разметка, сборка, правка, установка, демонтаж, ремонт правила наложения прихваток. Навыки: изготовления, сборки, правки, установки и производства демонтажа простых деталей и узлов крепления судового оборудования и металлической мебели. Умения: осуществлять изготовление, пригонку, установку и ремонт обрешетника под зашивку жилых, служебных и специальных помещений, рыбных бункеров. Знания: необходимую технологическую и техническую документацию на выполняемые работы; применяемый слесарно-сборочный и контрольно-измерительный инструмент (простые оптические приборы: квадранты, трубы визирные, мишени передвижные), приспособления и правила пользования ими. Навыки: изготовления, сборки, правки, установки и производства демонтажа простых деталей и узлов крепления судового оборудования и металлической мебели. Умения: изготавливать, пригонять, производить установку зашивки рефрижераторных помещений стальными оцинкованными листами в жилых, общественных, санитарно-гигиенических, хозяйственных помещениях, шумопоглощающей обшивки в специальных помещениях, противопожарных дымоходах; изготовлять кондукторы и приспособления средней сложности; готовить и сдавать судовые помещения, отсеки, цистерны; собирать ответственные узлы и конструкции под контактную точечную и шовную сварку; подгонять, монтировать и укупоривать трубы общесудовой вентиляции. Знания: необходимую технологическую и техническую документацию на выполняемые работы; правила работы с приборами, инструментами и оснасткой при испытаниях изделий, систем общесудовой вентиляции, механические и технологические свойства материалов, свариваемых на машинах контактной сварки; технологию изготовления и сборки секций каркасов для формирования помещений в модульной системе; правила чтения сложных сборочных чертежей. Навыки: участия в выполнении работ при изготовлении, сборке, разметке, установке, монтаже и ремонте средней сложности узлов судовой мебели, изделий достроечного оборудования, дельных вещей и общесудовой вентиляции. 18 Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов простых узлов, мебели, изделий судового оборудования, дельных вещей; испытание на плотность иллюминаторов, щитков затемнительных, светозащитных без привода ПК 4.1 Выполнение простых операций по разметке мелких деталей и заготовок, изготовлению и установке деталей набора, сборке легких перегородок и выгородок ПК 4.2 Выполнение Умения: изготавливать, осуществлять правку, сборку, разметку, проверку, установку и ремонт узлов, мебели, изделий судового оборудования, дельных вещей средней сложности, баков, емкостей, цистерн с криволинейными обводами из сталей и сплавов. Знания: способы изготовления судовой мебели и дельных вещей средней сложности, способы разметки сложных деталей и развертки сложных геометрических фигур по чертежу, допуски и припуски при обработке и сборке изделий; необходимую технологическую и техническую документацию на выполняемые работы. Навыки: выполнения работ по сборке легких переборок и выгородок; изготовления и установки деталей набора; сборки плоских малогабаритных секций из углеродистых и низколегированных сталей. Умения: работать с технической и технологической документацией сборщика корпусов металлических судов; применять инструмент, приспособления и оборудование; проводить типовые испытания и контроль деталей и судовых корпусных конструкций в цехе, на стапеле и на судне; выполнять демонтаж, ремонт, изготовление, установку листов наружной обшивки с погибью для средней части судна, листов фальшборта в оконечностях, палубного настила, настила второго дна; восстанавливать леса после постановки судна; выбивать и демонтировать цемент и балласт; приготовлять и укладывать сыпучую смесь. Знания: технические характеристики деталей и узлов корпусных конструкций; методы и типовые технологические процессы изготовления, сборки и контроля; документацию сборщика корпусов металлических судов; типовые дефекты изготовления и сборки и их причины, методы предупреждения дефектов; этапы узловой и секционной сборки; методы ремонта, замены обшивки и набора корпуса судна; различные формы подготовки кромок под сварку. Навыки: выполнения разметки, контуровки по шаблону, сборки, установки и проверки простых узлов 19 простых работ при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке и проверке простых узлов и деталей ПК 4.3 Выполнение простых работ при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских крупногабаритных секций, установке и проверке набора и деталей насыщения на деталей из углеродистых и низколегированных сталей при узловой, секционной и стапельной сборке. Умения: выполнять разметку, проверку, контуровку корпусных конструкций при стапельной сборке и ремонте, а также разметку на секциях мест установки деталей набора, насыщения с вынесением размеров от основных линий корпуса судна; выполнять средней сложности проверочные работы; осуществлять приготовление сыпучей смеси с определением емкости сложных объемов под смесь и насыпной плотности смеси, засыпку в герметические емкости, заполнение объемов, уплотнение, определение плотности; производить изоляцию корпусных конструкций свинцом; производить укладку серпентинитового и железосерпентинитового бетона малыми порциями в кессонах, нишах паровых клапанов, уплотнение вручную, определять плотность бетонной массы. Знания: способы разметки сложных деталей и установки узлов и деталей на криволинейные поверхности; развертки сложных геометрических фигур; обработку и сборку деталей, узлов, секций и блоков; систему припусков и допусков, квалитеты обработки и параметры шероховатости, методы стыкования блоков корпуса судна; основные правила и технические условия на постройку и ремонт корпусов металлических судов; малую механизацию, сборочные приспособления при сборке и формировании секций, блоксекций и установку их на стапеле; способы формирования судового поезда для постройки, вывода и спуска судов; принцип действия и устройство поточных и механизированных линий по сборке и сварке днищевых и бортовых секций. Навыки: выполнения работ при сборке, демонтаже, установке, ремонте плоских крупногабаритных секций, плоскостных секций, криволинейных и несимметричных тавровых узлов; выполнения работ различной сложности при сборке, разметке, установке, проверке, контуровке крупногабаритных плоскостных и объемных секций блок-секций, фундаментов, агрегатов ППУ и блоков защиты, при испытаниях корпусных конструкций, формировании корпуса судна, спуске судна. Умения: осуществлять формирование корпуса судна на стапеле или в доке из секций (плоскостных с 20 плоских узлах и секциях, при испытаниях сварных швов корпусных конструкций погибью, крупногабаритных плоских, малогабаритных со сложной кривизной, объемных), блок-секций для средней части судна, блок-секций надстройки и секций оконечностей судов с простыми обводами; осуществлять гибку на станках в холодном состоянии и вручную с нагревом профильного и листового материала со сложной кривизной толщиной до 10 мм при ремонте судов; снимать размеры с места и изготавливать шаблоны для сложных деталей; выполнять сборку, установку и проверку постелей с погибью, кондукторов и кантователей средней сложности; выполнять правку любым методом крупногабаритных сложных корпусных конструкций из сталей и сплавов толщиной свыше 6 мм, а также несложных корпусных конструкций из сталей и сплавов толщиной до 6 мм; приготовлять и укладывать в объемы и засыпки серпентинитовый, железосерпентинитовый бетон, карбид бора и биологическую защиту; проводить гидравлические испытания корпусных конструкций давлением до 2,0 МПа (до 20 кгс/см2) и пневматические испытания давлением свыше 0,05 до 0,3 МПа (от 0,5 до 3 кгс/см2) с устранением выявленных недостатков; производить сушку в печах бетонных блоков и биологической защиты; выполнять строповку и перемещение узлов, секций и других грузов массой от 5 000 до 10 000 кг с помощью подъемно-транспортных и специальных средств в пределах рабочего места. Знания: устройство стапель-кондукторов, кантователей; способы выполнения проверочных работ; причины возникновения сварочных деформаций и способы их предупреждения; способы правки сварных и клепаных конструкций любым методом; правила и технические условия на гидравлические испытания давлением до 2,0 МПа (до 20 кгс/см2) и пневматические испытания давлением до 0,3 МПа (до 3 кгс/см2) корпусных конструкций, правила пользования сложными контрольно-измерительными проверочными инструментами и приборами, их назначение; способы проверки положения мелких и малых судов на стапеле и в доке при ремонте; правила эксплуатации сети сжатого воздуха; правила и методы строповки и перемещения узлов, секций и других грузов массой от 5 000 до 10 000 кг с помощью подъемно-транспортных и специальных средств в пределах рабочего места; правила эксплуатации специальных транспортных и грузоподъемных средств при перемещении грузов массой от 5 000 до 10 000 кг; принцип действия и правила пользования сложными кантователями, стапель-кондукторами. 21 Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системам ПК 5.1 Выполнение корпусных ремонтных работ и испытаний по типовым технологическим процессам ПК 5.2 Выполнение корпусных ремонтных работ и испытаний Навыки: демонтажа, ремонта, установки прямых плоских секций, скуловых книц, дельных вещей, общесудовой вентиляции, судовой мебели. Умения: выполнять разметку по чертежам деталей листов с криволинейным контуром; выполнять разметку простых деталей корпуса судна по шаблонам и прямолинейного контура по эскизам; осуществлять демонтаж и ремонт секций судна; производить ремонт судовых устройств; осуществлять демонтаж, ремонт, установку прямых плоских секций, скуловых книц, бракет, дельных вещей, общесудовой вентиляции, судовой мебели (под руководством ремонтника более высокой квалификации); выполнять геометрические построения разметочных линий и знаков с применением специальных приспособлений, ручного немеханизированного инструмента и средств для линейных и угловых измерений; заполнять техническую документацию; пользоваться ручным, разметочным и измерительным инструментом. Знания: влияние переменных напряжений на металл; наименование конструкций и узлов корпуса судна, продольных и поперечных связей; способы разметки простых деталей корпуса судна; номенклатуру основных изделий оборудования и дельных вещей; простые геометрические построения, развертку простых геометрических фигур; способы правки простых деталей и узлов; правила чтения простых сборочных чертежей; разметочный и измерительный инструмент; правила заточки инструмента (кроме сверл); приспособления и станки, используемые для запрессовки деталей: конструкцию, приемы эксплуатации; принципы действия и правила использования ручного, разметочного и простого измерительного инструмента; правила разметки труб по шаблонам; проверочные шаблоны и контрольно-измерительные радиусы погибов. Навыки: демонтажа, ремонта, установки прямых плоских секций, скуловых книц, дельных вещей, общесудовой вентиляции, судовой мебели. 22 повышенной технологической сложности ПК 5.3 Выполнение работ по гибке труб вручную и на станках Умения: выполнять разметку по чертежам деталей листов с криволинейным контуром; выполнять технологические регламенты гибки на станках в холодном состоянии и вручную с нагревом профильного материала до N 18 и листового материала со сложной кривизной толщиной до 10 мм; править сферические сварные донышки, монтажные стыки при ремонте наружной обшивки корпусов судов; изготавливать, ремонтировать и устанавливать дельные вещи и судовые устройства, металлическую мебель; заполнять техническую документацию; пользоваться ручным, разметочным и измерительным инструментом. Знания: влияние переменных напряжений на металл; деформации металла при нагреве, ударе и выдавливании, упругие и остаточные деформации; изготовления, ремонта, подгонки, монтажа и укупорки; применяемые инструменты и оборудование; приспособления и станки, используемые для запрессовки деталей: конструкцию, приемы эксплуатации; унифицированные радиусы погибов, применяемые при гибке труб на станках; правила выполнения проверки по шаблонам при гибке на станках труб диаметром до 57 мм. Навыки: выполнения работ по гибке труб в одной плоскости на станках и вручную. Умения: выполнять разметку по чертежам деталей листов с криволинейным контуром; заполнять техническую документацию; изготавливать и ремонтировать трубы систем общесудовой вентиляции и кондиционирования; снимать размеры с деталей и составлять эскизы; запрессовывать детали с помощью приспособлений; изготавливать емкости из легированных сталей, цветных металлов и сплавов; ремонтировать и регулировать судовое оборудование, разбираться в технической документации на оборудование; выполнять разметку труб с учетом технологии последующей обработки, марки стали и размеров труб при изготовлении и ремонте судовых трубопроводов; выполнять установку и снятие оснастки трубогибочных станков в соответствии с 23 принципиальной схемой установки элементов оснастки; выполнять крепление в станке труб диаметром до 57 мм при гибке на станках; использовать проверочные шаблоны и контрольно-измерительные радиусы погибов для гибки труб диаметром до 38 мм; выбирать соответствующие диаметру трубы унифицированные радиусы погибов; контролировать радиус и угол изгиба труб диаметром до 57 мм при гибке на станках с использованием проверочных шаблонов и инструмента; определять наружным осмотром деформации, возникающие при гибке труб на станке; удалять с поверхности труб судовых трубопроводов консервационные материалы, продукты окисления в виде прокатной окалины или ржавчины механическим или химическими способами; пользоваться ручным, разметочным и измерительным инструментом. Знания: влияние переменных напряжений на металл; способы разметки и развертки деталей с криволинейным контуром; технологические регламенты гибки на станках в холодном состоянии и вручную с нагревом профильного материала до N 18 и листового материала со сложной кривизной толщиной до 10 мм; методы демонтажа и ремонта секций судна: типовые дефекты, технологию демонтажа и ремонта, применяемое оборудование, основные способы правки узлов и секций; техническую документацию по сборке, ремонту и изготовлению корпусных конструкций; ремонт вспомогательных механизмов, судового оборудования и устройств: типовые дефекты, порядок разборки, методики и последовательность ремонта и последующих испытаний; трубы систем общесудовой вентиляции и кондиционирования: приемы сортамент и марки материалов труб, применяемых при изготовлении и ремонте судовых трубопроводов; основные сведения о свойствах материалов труб; назначение и правила установки, снятия оснастки и приспособлений трубогибочных станков; правила крепления труб в станке при выполнении гибки труб диаметром до 57 мм; способы гибки труб диаметром до 38 мм на станках по шаблонам в одной плоскости; способы гибки труб на станках и правила эксплуатации трубогибочных станков и приспособлений; правила приемки труб по размерам и результатам наружного осмотра; виды и причины брака, возникающего при гибке труб на станке; 24 Трудовая деятельность в условиях цифровой экономики ПК 6.1. Применять цифровые решения ПК 6.2.Критическое мышление способы очистки труб от окалины и ржавчины и требования, предъявляемые к качеству обработанных поверхностей судовых трубопроводов. Навыки: Использования цифровых решений; владение технологиями выхода из проблемных ситуаций; навыками критического анализа; Использования платформ взаимодействия социальных сетей, а также поисковых систем Умения: Использовать цифровые решения в профессиональной деятельности; Применять современные цифровые решения при проектировании информационных систем; Выявлять проблемные ситуации используя методы анализа и абстрактного мышления; Осуществлять поиск решений проблемный ситуаций; Производить анализ явлений и обрабатывать полученный; Использовать социальные сети и поисковые системы Знания: Цифровых решений для технических задач; Характеристик процесса проектирования цифровых решений; Основных методов критического анализа; Методологий системного подхода; Использования социальных систем для поиска информации; Использования поисковых систем для поиска оптимизации и ее анализа информации Навыки: Использования цифровых решений; владение технологиями выхода из проблемных ситуаций; навыками критического анализа; Использования платформ взаимодействия социальных сетей, а также поисковых систем Умения: Использовать цифровые решения в профессиональной деятельности; Применять современные цифровые решения при проектировании информационных систем; Выявлять проблемные ситуации используя методы анализа и абстрактного мышления; Осуществлять поиск решений проблемный ситуаций; Производить анализ явлений и обрабатывать полученный; Использовать социальные сети и поисковые системы Знания: Цифровых решений для технических задач; Характеристик процесса проектирования цифровых решений; Основных методов критического анализа; 25 ПК 6.3.Использовать цифровые ресурсы 4.3. Матрица компетенций выпускника Методологий системного подхода; Использования социальных систем для поиска информации; Использования поисковых систем для поиска оптимизации и ее анализа информации Навыки: Использования цифровых решений; владение технологиями выхода из проблемных ситуаций; навыками критического анализа; Использования платформ взаимодействия социальных сетей, а также поисковых систем Умения: Использовать цифровые решения в профессиональной деятельности; Применять современные цифровые решения при проектировании информационных систем; Выявлять проблемные ситуации используя методы анализа и абстрактного мышления; Осуществлять поиск решений проблемный ситуаций; Производить анализ явлений и обрабатывать полученный; Использовать социальные сети и поисковые системы Знания: Цифровых решений для технических задач; Характеристик процесса проектирования цифровых решений; Основных методов критического анализа; Методологий системного подхода; Использования социальных систем для поиска информации; Использования поисковых систем для поиска оптимизации и ее анализа информации 26 4.3.1. Матрица соответствия видов деятельности по ФГОС СПО, видам деятельности по запросу работодателя видам профессиональной деятельности по профессиональным стандартам, квалификационным справочникам с учетом отраслевой специфики Часть ОПОП-П обязательная /вариативная ВД по ФГОС СПО /обязательная Наименование вида деятельности Выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмов Код и наименование профессиональной компетенции ПК 1.1 Выполнение простых слесарносборочных работ при монтаже и демонтаже судовых конструкций Код профессионального стандарта 30.012 Код и наименование обобщенной трудовой функции AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями ПК 1.2 Выполнение слесарно-сборочных, подготовительных и вспомогательных работ по типовым технологическим процессам 30.012 AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями ПК 1.3 Придание 30.014 А- Выполнение Код и наименование трудовой функции A/02.2 Выполнение слесарных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей A/03.2 Сборка, установка, демонтаж плоских малогабаритных секций, установка простых узлов и деталей A/01.2 Выполнение подготовительных и вспомогательных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей A/02.1 27 Выполнение различных операций с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) требуемой формы мелким деталям и узлам судна из листового проката и профиля в холодном состоянии, а также выполнение вспомогательных работ при гибке и правке в горячем состоянии ПК 2.1 Подготовка и сборка элементов конструкций под сварку ПК 2.2 Проведение сварочных работ и зачистка сварных швов после сварки Выполнение сборочнодостроечных работ ПК 3.1 Изготовление, разметка, сборка, простых слесарносборочных работ при монтаже и демонтаже судовых конструкций Выполнение простых вспомогательных работ при ремонте судовых конструкций 30.012 AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями 30.012 AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями 30.014 А- Выполнение простых слесарносборочных работ при монтаже и демонтаже судовых конструкций AВыполнение A/01.2 Выполнение подготовительных и вспомогательных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей A/04.2 Выполнение подготовительных и вспомогательных работ при проведении испытаний сварных швов корпусных конструкций А/01.1 Выполнение простых подготовительных работ при ремонте судовых конструкций 30.012 A/03.2 Сборка, установка, 28 правка, установка и демонтаж мелких и неответственных деталей и узлов вручную ПК 3.2 Изготовление, разметка, сборка, правка, установка и демонтаж простых деталей и узлов крепления оборудования Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями 30.012 AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями ПК 3.3 Изготовление, 30.012 разметка, сборка, правка, установка, демонтаж, ремонт простых узлов, мебели, изделий судового оборудования, дельных вещей; испытание на плотность иллюминаторов, щитков затемнительных, светозащитных без привода ПК 4.1 Выполнение 30.012 простых операций по разметке мелких деталей и заготовок, изготовлению и установке деталей набора, сборке легких перегородок и выгородок AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями ПК 4.2 Выполнение A- 30.012 AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями демонтаж плоских малогабаритных секций, установка простых узлов и деталей A/03.2 Сборка, установка, демонтаж плоских малогабаритных секций, установка простых узлов и деталей A/03.2 Сборка, установка, демонтаж плоских малогабаритных секций, установка простых узлов и деталей A/01.2 Выполнение подготовительных и вспомогательных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей A/01.2 29 простых работ при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке и проверке простых узлов и деталей ВД по запросу работодателя /вариативная Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системам ПК 4.3 Выполнение простых работ при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских крупногабаритных секций, установке и проверке набора и деталей насыщения на плоских узлах и секциях, при испытаниях сварных швов корпусных конструкций ПК 5.1 Выполнение корпусных ремонтных работ и испытаний по типовым технологическим процессам ПК 5.2 Выполнение корпусных ремонтных работ и испытаний повышенной технологической сложности ПК 5.3 Выполнение работ по гибке труб Выполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями 30.012 AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями 30.014 А- Выполнение простых слесарносборочных работ при монтаже и демонтаже судовых конструкций А- Выполнение простых слесарносборочных работ при монтаже и демонтаже судовых конструкций А- Выполнение простых слесарно- 30.014 30.014 Выполнение подготовительных и вспомогательных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей A/01.2 Выполнение подготовительных и вспомогательных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей А/01.1 Выполнение простых подготовительных работ при ремонте судовых конструкций А/01.1 Выполнение простых подготовительных работ при ремонте судовых конструкций A/01.1 Выполнение простых 30 вручную и на станках Трудовая деятельность в условиях цифровой экономики сборочных работ при монтаже и демонтаже судовых конструкций AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями ПК 6.1. Применять цифровые решения 30.012 ПК 6.2. Критическое мышление 30.012 AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями ПК 6.3. Использовать цифровые ресурсы 30.012 AВыполнение сборочных работ с плоскими малогабаритными секциями подготовительных работ при ремонте судовых конструкций A/02.2 Выполнение слесарных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей A/02.2 Выполнение слесарных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей A/02.2 Выполнение слесарных операций при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских малогабаритных секций, установке простых узлов и деталей 31 4.3.2. Матрица соответствия компетенций и составных частей ОПОП-П по профессии 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов: Индекс Наименование Код общих и профессиональных компетенций, осваиваемых в рамках дисциплин (профессиональных модулей) Общие компетенции (ОК) 01 02 03 04 05 06 07 08 Обязательная часть образовательной программы ОУД.00 Общеобразовательные дисциплины ОУД 01 Русский язык ОУД 02 Литература ОУД 03 Математика ОУД 04 Иностранный язык ОУД 05 Информатика ОУД 06 Физика ОУД 07 Химия ОУД 08 Биология ОУД 09 История ОУД 10 Обществознание ОУД 11 География ОУД 12 Физическая культура ОУД 13 Основы безопасности и защиты Родины Индивидуальный проект СГ.00 Социально-гуманитарный цикл СГ.01 История России СГ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности СГ.03 Безопасность жизнедеятельности СГ.04 Физическая культура СГ.05 Основы бережливого производства СГ.06 Основы финансовой грамотности ОП.00 Общепрофессиональный цикл ОП.01 Основы инженерной графики ОП.02 Основы механики О О О О О О О О Профессиональные компетенции (ПК) 09 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 3.1 3.2 3.3 О О О О О 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 О О 5.3 6.1 6.2 6.3 О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О 32 ОП.03 ОП.04 ОП.05 ОП.06 П.00 ПМ 01 МДК01.01 УП.01 ПП.01 ПМ 02 МДК02.01 УП.02 ПП.02 ПМ 03 МДК03.01 УП.03 ПП.03 ПМн.04 МДКн.04.01 УПн.04 ППн.04 ДПБ Основы электротехники и электроники Основы материаловедения и технология общеслесарных работ Основы судостроения Теория и устройство судна Профессиональный цикл Выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмов Технологический процесс слесарно-монтажных работ Учебная практика Производственная практика Выполнение различных операций с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Технология электрогазосварочных работ Учебная практика Производственная практика Выполнение сборочнодостроечных работ Технологический процесс сборочно-достроечных работ Учебная практика Производственная практика Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов Технологический процесс сборки корпусов металлических судов Учебная практика Производственная практика Дополнительный профессиональный блок, включая цифровой модуль по запросу работодателя - О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О 33 ПМд.05 МДКд.05.01 УПд.05 ППд.05 ПМц.06 МДКц.06.01 УПц.06 Акционерное общество «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системам Технологические процессы ремонта корпусов судов, судовых механизмов, устройств и систем Учебная практика Производственная практика Трудовая деятельность в условиях цифровой экономики Цифровая экономика Учебная практика О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О 34 Раздел 5. Структура и содержание образовательной программы Учебные занятия Практики Курсовой проект (работа) 3 4 5 6 7 8 9 10 ОУД. 00 Общеобразовательные дисциплины 4 1 10 1476 81 107 107 344 332 80 80 3 109 101 3 185 173 65 65 СГ.00 Социально-гуманитарный цикл СГ.01 История России Иностранный язык в профессиональной деятельности Безопасность жизнедеятельности СГ.02 СГ.03 3 3 2 2 1 2 1476 12 27 32 48 12 102 128 114 34 46 8 34 28 47 12 68 69 48 17 48 6 семестр 44 69 5 семестр 1432 4 семестр 13 3 семестр 2 12 2семестр Русский язык Литература Математика Иностранный язык Информатика Физика Химия Биология История Обществознание География Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Индивидуальный проект 11 14 15 16 17 18 19 20 479 619 346 32 27 54 3 72 72 34 38 3 134 134 34 49 51 2 57 57 34 23 2 58 58 34 24 2 82 82 34 48 2 70 70 34 36 4 32 32 6 4 3 курс 2 курс 1 семестр ОУД 01 ОУД 02 ОУД 03 ОУД 04 ОУД 05 ОУД 06 ОУД 07 ОУД 08 ОУД 09 ОУД 10 ОУД 11 ОУД 12 ОУД 13 Вариативная часть образовательной программы в ак.ч. В т.ч. в форме практической подготовки 2 1 курс Промежуточная аттестация Всего 1 Объем образовательной программы, распределённой по курсам и семестрам Самостоятельная работа Наименование Экзамен, в т.ч. экзамен по модулю, квалификационный экзамен Индекс Дифференцированный зачет Объем образовательной программы в академических часах Зачет Формы промежуточной аттестации Обязательная часть образовательной программы в ак.ч. 5.1. Учебный план 32 316 154 306 10 48 268 36 2 34 2 36 36 5 34 26 32 2 34 20 4 70 16 68 2 36 34 36 67 33 125 37 88 14 35 СГ.04 СГ.05 СГ.06 Физическая культура Основы бережливого производства Основы финансовой грамотности ОП.00 Общепрофессиональный цикл ОП.01 ОП.02 ОП.03 ОП.05 ОП.06 Основы инженерной графики Основы механики Основы электротехники и электроники Основы материаловедения и технология общеслесарных работ Основы судостроения Теория и устройство судна П.00 Профессиональный цикл ОП.04 ПМ.01 МДК 01.01 УП.01 ПП.01 ПM.01.ЭК ПМ.02 Выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмов Технологический процесс слесарномонтажных работ Учебная практика Производственная практика Экзамен по модулю Выполнение различных операций с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) МДК.02.01 Технология электросварочных работ УП.02 ПП.02 ПM.02.ЭК Учебная практика Производственная практика Экзамен по модулю ПМ.03 Выполнение сборочно-достроечных работ МДК.03.01 УП.03 ПП.03 ПM.03.ЭК ПМн.04 МДКн 04.01 Технологические процессы сборочнодостроечных работ Учебная практика Производственная практика Экзамен по модулю Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов, оборудования машиностроительного производства Технологический процесс сборки корпусов металлических судов 3,4 2 5 98 98 98 5 42 6 40 2 98 32 10 2 36 6 34 2 32 4 4 279 70 255 12 192 87 133 1 50 16 48 2 32 18 50 5 40 10 38 2 32 8 40 5 36 12 34 2 32 4 36 1 43 10 41 2 32 11 43 12 34 32 32 42 36 70 76 2 60 4 52 2 6 32 28 20 2 50 18 42 2 6 32 18 20 9 2321 1560 984 1260 17 60 1844 477 139 199 707 2 524 271 264 252 2 6 452 72 139 199 72 3 266 19 264 194 72 139 127 4 144 144 144 144 61 108 108 108 108 108 6 6 6 2 12 452 338 2 6 194 194 144 144 5 62 1 6 1 4 332 186 186 252 194 80 144 144 144 1 108 108 108 6 6 2 452 300 192 5 194 48 192 5 144 144 144 1 108 108 108 6 62 4 452 4 62 1 2 252 2 488 368 184 194 80 184 288 30 72 448 828 114 72 114 108 108 6 6 6 6 452 31 307 194 31 163 2 144 114 144 108 108 6 6 6 4 12 488 266 4 6 194 194 6 1 40 72 150 36 УПн.04 ППн.04 ПMн.04.ЭК ДПБ ПМд.05 МДКд 05.01 УПд.05 ППд.05 ПMд.05.ЭК ПМц.06 МДКц.06.01 УПц.06 ПMц.06.ЭК ГИА.00 Итого: Учебная практика Производственная практика Экзамен по модулю Дополнительный профессиональный блок, включая цифровой модуль по запросу работодателя - Акционерное общество «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системам Технологические процессы ремонта корпусов судов, судовых механизмов, устройств и систем Учебная практика Производственная практика Экзамен по модулю Трудовая деятельность в условиях цифоровой экономики Цифровая экономика Учебная практика Экзамен по модулю Государственная итоговая аттестация 5 144 144 144 144 61 144 144 144 144 144 6 6 62 6 6 72 72 2 2 405 289 158 216 7 24 405 69 336 1 1 277 225 83 180 2 12 277 38 239 91 45 83 2 6 91 38 53 6 6 72 72 72 72 72 61 108 108 108 108 108 6 6 6 5 12 128 31 97 5 6 86 31 55 62 1 6 1 6 6 62 128 64 75 86 28 75 36 36 36 36 36 36 6 6 6 6 36 4428 36 1784 2977 1260 39 72 2304 612 612 864 612 864 612 864 37 5.2. Обоснование распределения вариативной части образовательной программы № п/п 1 Код и наименование учебной дисциплины/профессионального модуля ПМд.05 Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системам (по выбору) 2 ПМц.06 Трудовая деятельность в условиях цифровой экономики Итого: Количество часов Категория 1. ПОП-П/работодатель 2. ЦОМ/проект 277 работодатель 128 ЦОМ Обоснование АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» Углубление и расширение знаний, умений и навыков обучающихся в процессах выполнения простых подготовительных, вспомогательных и слесарных операций (при демонтаже, установке, сборке, монтаже, обслуживании, дефектации, ремонте, регулировке и наладки оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов). Введение ЦОМ дает возможность дальнейшего развития общих и профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с потребностями регионального рынка труда, а также с учетом требований цифровой экономики. 405 5.3. План обучения в форме практической подготовки на предприятии (на рабочем месте) № п/п Виды работ практик Практики Длительность обучения (в ак. часах) 1. Производственная практика ПП.01 Производственная практика 108 6 2. Производственная практика ПП.02 Производственная практика 108 6 3. Производственная практика ПП.03 Производственная практика 108 6 4. Производственная практика ПП.04 Производственная практика 144 6 108 6 5. Производственная практика ПП.05 Производственная практика Семестр обучения Наименование рабочего места, участка/структурного подразделения В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» Ответственный от предприятия В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» 38 5.4. Календарный учебный график Сентябрь Октябрь Ноябрь Июль Июнь Август 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 = = = = = = = = = 1 = = = = = = = = = 2 ОЧ 1 Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Курс БУП Курс Учебный график по профессии 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов = = :: ВЧ ОЧ 2 = = :: ВЧ ОЧ 3 :: = = :: Г 3 ВЧ ОЧ - обязательная часть образовательной программы; ВЧ - вариативная часть образовательной программы Модули и дисциплины (вариативная часть) Модули и дисциплины (обязательная часть) :: Промежуточная аттестация = Каникулы Учебная практика Г Государственная итоговая аттестация Неделя отсутствует Производственная практика Учебная практика рассредоточено Сводные данные по бюджету времени Обучение по модулям и дисциплинам Курс 1 курс 2 курс 3 курс Всего Всего 1 семестр 2 семестр Промежуточная аттестация Всего 1 семестр Практики 2 семестр Всего 1 семестр ГИА 2 семестр нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. 41 30,7 13,7 85,3 1476 1104 492 3072 17 15 11 43 612 540 396 1548 23,7 15,7 2,7 42,3 864 564 96 1524 0,3 0,3 1,3 2 12 12 48 72 - - 0,3 0,3 1,3 2 12 12 48 72 10 25 35 360 900 1260 2 6 8 72 216 288 8 19 27 288 684 972 Каникулы Всего нед. 1 1 ак.ч. 36 36 нед. 11 11 2 24 Всего, ак.ч 1476 1476 1476 4428 5.5. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) является составной частью образовательной программы и определяет содержание дисциплины (модуля), запланированные результаты обучения, составные части учебного процесса, формы и методы организации учебного процесса и контроля знаний обучающихся, учебно-методическое и материальнотехническое обеспечение учебного процесса по соответствующей дисциплине (модулю). Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных ФГОС СПО. Рабочие программы профессиональных модулей и дисциплин, включая профессиональные модули по запросу работодателя, приведены в Приложениях 1, 2 к ОПОП-П. 5.6. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы Цель рабочей программы воспитания – развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы по профессии 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов являются частью программы воспитания образовательной организации и представлены в Приложении 5. 5.7. Практическая подготовка Практическая подготовка при реализации образовательных программ СПО направлена на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю образовательной программы путем расширения компонентов (частей) образовательной программы, предусматривающих моделирование реальных условий или смоделированных производственных процессов, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: − реализуется, в том числе на рабочих местах АО «Судостроительный завод «Море» и АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы»; − при проведении практических и лабораторных занятий, всех видов практики; − включает в себя отдельные занятия лекционного типа, семинары, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Образовательная деятельность в форме практической подготовки осуществляется на 1, 2, 3 курсах обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. Практическая подготовка организуется в специальных помещениях и структурных подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных помещениях (на рабочих местах) АО «Судостроительный завод «Море» и АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» на основании договора о практической подготовке обучающихся. 40 5.8. Государственная итоговая аттестация Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Порядком проведения ГИА. Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится в следующей форме: демонстрационный экзамен Программа ГИА включает общие сведения; примерные требования к проведению демонстрационного экзамена. Программа ГИА представлена в Приложении 4. Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной программы 6.1.1. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы установлены в соответствующем ФГОС СПО. Состав материально-технического и учебно-методического обеспечения, используемого в образовательном процессе, определяется в Приложении 3 и рабочих программах дисциплин (модулей). 6.1.2. Перечень специальных помещений для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой Кабинеты: Социально-экономических дисциплин; Инженерной графики; Механики; Электротехники и электроники; Материаловедения; Теории и устройства судна; Безопасности жизнедеятельности Мастерские: Сварочного производства; Обработки листового металла; Сборки корпусов металлических судов Спортивный комплекс: спортивный зал; стрелковый тир (электронный) Залы: библиотека, читальный зал с выходом в интернет; актовый зал; 41 6.1.3. Перечень материально-технического обеспечения и перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения представлен в Приложении 3. 6.2. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Программа сочетает обучение в образовательной организации и на рабочем месте на базе работодателя с широким использованием в обучении цифровых технологий. При реализации образовательной программы применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Не допускается реализация образовательной программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 6.3. Кадровые условия реализации образовательной программы Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы установлены в соответствующем ФГОС СПО. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: 30 Судостроение, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Работники, привлекаемые к реализации образовательной программы осваивают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки на АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы», а также в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 %. 6.4. Расчеты финансового обеспечения реализации образовательной программы Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования — программ подготовки специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения, утверждаемые Минпросвещения России ежегодно. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в 42 Российской Федерации», включает в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».