Решаем вместе
Есть вопрос?

Программа воспитания и социализации

f OCYXAPC TBEHHOE BIOAXTETHOE IIP OOE C CII OHAJIbHOE
OEPA3OBATEJIbHOE yTTPEXAEHT{E

PECIIYEJIIIKII KPbIM
(KB PIIE H C KI,Ifr TE XH OJI OTI4I{E C ITI4 fr

TE

XHII KYM>>

IIU TEXHIIKYM)>

fIPOTPAMMA
BOC

fr rr T AIJVL

fl

frr C O q U A JI pI 3 A II

I,I

rr O E y"q A rO rrl H X C q

TBIIOY PK (KEPIIEHCKI4IT TNXTTOJIOIUIIECKNfr TEXH I{KYM>
sa 2020-2023 rr.

Kepur
2020

Содержание
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Наименование
Паспорт Программы
Введение
Актуальность Программы
Аналитическое и прогностическое обоснование
Программы
Концептуальные положения Программы.
Основные принципы Программы
Содержание Программы
Перечень мероприятий по реализации направлений
Программы
Этапы реализации Программы
Механизм реализации Программы
Индикаторы эффективности реализации Программы
Ресурсное обеспечение Программы
Заключение
Приложение: Анкета для определения уровня
воспитанности

стр.
3
7
8
10
14
16
18
23
38
38
39
40
40
41

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное
наименование
Программы
Сроки реализации
Программы
Этапы реализации
Программы

Программа воспитания и социализации, обучающихся
ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум»
2020 год - 2023 год

I этап (2020г.) Подготовительный этап.
II этап – (2021-2022 гг.) Основной этап.
III этап (2023 годы) Обобщающий этап.
Основания
- Конституция Российской Федерации;
для
разработки - Семейный кодекс Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
Программы
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №
413;
- Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением
Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996 - р;
- Федеральная целевая программа развития образования
на 2016- 2020 годы, утв. постановлением Правительства
РФ от 15.04.2014 г. № 295;
- Государственная программа Российской Федерации
«Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020
гг.», утв. постановлением Правительства РФ от
30.12.2015 г. № 1493;
- Государственная программа Российской Федерации
«Реализация государственной национальной политики»,
утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 г.
№ 1532;
- Концепция развития системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
на период до 2020 года, утв. распоряжением
Правительства Российской Федерации от 22.03. 2017 г.
№ 520-р;
- Указ Главы Республики Крым от 18.12.2014 № 522-У
«Об утверждении Концепции патриотического и
духовно-нравственного
воспитания
населения
в
Республике Крым»;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от
09.08.2016 № 873-р «Об утверждении Плана
3

мероприятий по реализации в Республике Крым
Стратегии развития воспитания в 2016-2020 годах»;
- Распоряжение Совета Министров Республики Крым от
23.12.2016 № 1660-р «Об утверждении Комплекса мер
по развитию системы профессиональной ориентации и
общественно
полезной
деятельности
учащихся
республики Крым на 2016-2020 годы»;
- Устав ГБПОУ РК «КТТ»
Цель Программы

Создание воспитательного пространства техникума,
обеспечивающего развитие обучающегося как субъекта
деятельности,
готового
к
постоянному
профессиональному росту, владеющему навыками
профессиональной культуры как личности и как
индивидуальности в соответствии с требованиями
ФГОС.

Основные 1. Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
задачи Программы, уважения к правам, свободам и обязанностям
и ценностные человека (ценности: любовь к России, своему народу,
основы воспитания своему краю; гражданское общество, поликультурный
и социализации мир, свобода личная и национальная, доверие к людям,
обучающихся институтам государства и гражданского общества,
социальная солидарность, мир во всём мире,
многообразие и уважение культур и народов);
2. Воспитание
социальной
ответственности
и
компетентности (ценности:
правовое
государство,
демократическое государство, социальное государство,
закон и правопорядок, социальная компетентность,
социальная ответственность, служение Отечеству,
ответственность за настоящее и будущее своей страны);
3. Воспитание
нравственных
чувств,
убеждений,
этического сознания (ценности: нравственный выбор,
жизнь и смысл жизни; справедливость, милосердие, честь,
достоинство, уважение родителей, уважение достоинства
другого человека, равноправие, ответственность, любовь
и верность, забота о старших и младших; свобода совести
и вероисповедания; толерантность; представление о
светской этике, вере, духовности, религиозной жизни
человека, ценностях религиозного мировоззрения,
формируемое на основе межконфессионального диалога;
духовно-нравственное развитие личности);
4. Воспитание экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь
4

во всех её проявлениях; экологическая безопасность;
экологическая
грамотность;
физическое,
физиологическое,
репродуктивное,
психическое,
социально-психологическое,
духовное
здоровье;
экологическая культура; экологически целесообразный
здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение;
экологическая этика; экологическая ответственность;
социальное партнёрство для улучшения экологического
качества окружающей среды; устойчивое развитие
общества в гармонии с природой);
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию, труду и жизни,
ответственность за сознательный выбор профессии
(ценности: научное знание, стремление к познанию и
истине, научная картина мира; нравственный смысл
учения и самообразования, интеллектуальное развитие
личности; уважение к труду и людям труда; нравственный
смысл
труда,
творчество
и
созидание;
целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
Воспитание гордости
и
любви
к
выбранной
специальности; понимания миссии своей профессии;
формирование творческого подхода к труду, к
самосовершенствованию в избранной специальности;
формирование
дополнительных
условий
для
психологической
и
практической
готовности
обучающихся к осуществлению трудовой деятельности по
выбранной профессии и адаптации молодого специалиста
в
профессиональной
среде;
формирование профессиональных ценностей и идеалов,
норм и привычек, профессионального этикета.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование основ эстетической культуры —
эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония,
духовный мир человека, самовыражение личности в
творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны,
дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности
на основе отечественных духовных, нравственных и
культурных традиций. Образовательное учреждение
может отдавать приоритет тому или иному направлению
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
личности
гражданина
России,
конкретизировать в соответствии с указанными
основными направлениями и системой ценностей задачи,
виды и формы деятельности.
5

Направления
Программы:

Исполнители
Программы
Ожидаемые
результаты:

Система
организации
контроля
исполнением
Программы
Разработчики
Программы
Сайт
ОУ
Интернете

Гражданско-правовое и патриотическое воспитание
Духовно-нравственное
и
культурно-эстетическое
воспитание
Воспитание культуры здорового образа жизни и
экологической культуры
Профессиональная
мотивация
обучающихся
и
интеллектуальное развитие
Студенческое самоуправление
Профессиональное
совершенствование
преподавательского состава
Педагогические работники, обучающиеся, родители
(законные представители), внешние партнеры
- создание эффективной системы воспитания,
основанной на сотрудничестве всех субъектов
воспитательного процесса;
- сформированность общих компетенций у
85%
выпускников техникума, способных реализовать свой
потенциал в условиях современного общества;
рост
числа
обучающихся,
осваивающих
дополнительные обще развивающие программы 27%
- увеличение числа обучающихся, участвующих в
творческих
конкурсах,
фестивалях,
выставках различного уровня на 20%;
-уменьшение числа обучающихся, состоящих на
различных видах профилактического учета/контроля;
-снижение числа правонарушений и преступлений,
совершенных обучающимися техникума;
-отсутствие суицидов среди обучающихся техникума;
- повышение уровня воспитанности у 60% обучающихся
техникума.
Управление Программой осуществляет заместитель
директора по воспитательной работе.
за Контроль исполнения Программы осуществляет
директор.
Координацию исполнения Программы осуществляет
педагогический Совет.
Парий О.А. и.о. заместителя директора по
воспитательной работе;
Бобина Ю.П., педагог-психолог
в https://kerchtt.profiedu.ru//

6

ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
определяет
образование
единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых
знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и
компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного,
творческого,
физического
и
(или)
профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования
представлены в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; в федеральных государственных
образовательных стандартах, Профессиональном стандарте педагога.
От воспитательной работы в учреждениях СПО зависит уровень
развития личности молодого рабочего, становление его духовнонравственных, умственных, профессиональных, физических и других
качеств, а, следовательно, зависит уровень развития общества в целом, его
социальное благополучие.
В средних профессиональных учебных заведениях наблюдается некое
противоречие между потребностью общества в высококвалифицированных
специалистах среднего звена, способных самостоятельно проектировать
профессиональную карьеру, характеризующихся нравственной зрелостью и
ответственностью, и сложившейся на сегодняшний день практикой
директивной организации досуга обучающихся, отсутствием условий для
формирования их самостоятельности и ответственности.
Для
того
чтобы
выпускник
среднего
профессионального
образовательного учреждения был профессионально мобилен, самостоятелен
и востребован, его должны отличать умение критически мыслить,
анализировать поступки и факты, отстаивать собственную точку зрения, что
требует от образовательного учреждения определения комплекса
организационно-педагогических
условий
формирования
личности
обучающегося.
Программа развития ГБПОУ РК «Керченский технологический
техникум» на 2020-2023 гг. выделяет воспитание как важнейшую
стратегическую задачу и определяет роль образовательного учреждения в
качестве центрального звена этой системы.
Программа воспитания и социализации ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум» на 2020-2023 годы (далее – Программа) –
нормативно-правовой документ, представляющий стратегию и тактику
развития воспитательной работы техникума на этапе профессионального
обучения обучающихся.
7

Программа является основным документом для планирования и
принятия решений по воспитательной работе, открытым для внесения
изменений и дополнений. Ход работы по реализации Программы
анализируется на заседаниях педагогического совета, Совета техникума,
Студенческого совета, методических объединениях кураторов, обще
техникумовских родительских собраниях. Ежегодно проводится анализ
результатов проведенной работы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Исходные положения разработки и реализации программы воспитательной
работы «Керченского технологического техникума» определяется тем, что ее
задачи и направления реализации определяются современными социальными,
экономическими, научно-техническими и образовательными особенностями и
достижениями современного общества в Российской Федерации, Республики
Крым и г. Керчи.
Актуальность разработки и определение направлений воспитательной
работы техникума также определяются значимостью выполнения требований
ФГОС в части формирования общих и профессиональных компетенций
обучающихся как результата и основания воспитательной деятельности
техникума. Реализация программы воспитательной работы техникума
определяется необходимостью создания оптимальных условий для успешного
развития каждого обучающегося, удовлетворения их потребностей с учетом
особенностей личности, обеспечения формирования личностно и социально
значимых качества обучающихся, их социализации.
В целом, следует исходить из того, что обществу требуются
конкурентоспособные выпускники организаций СПО, обладающие комплексом
общих и профессиональных компетенций, способные качественно выполнять
профессиональную деятельность. Самостоятельно ориентироваться в потоке
меняющейся информации, сравнивать, анализировать, находить лучшие варианты
решений, включенные в систему социальных отношений и активно выполняющие
свою социальную роль.
В современном обществе существенно возросли требования к уровню
воспитания и социализации обучающихся, целям, содержанию и технологиям
воспитания обучающихся в учреждениях СПО.
К сожалению, можно отметить существующий недостаток внимания со
стороны общества к разработке системы воспитания обучающихся организаций
СПО, обеспечивающей развитие способных и одаренных студентов,
недостаточно учитывается тот факт, что у выпускников техникума могут
существовать нерешенные проблемы личностного и социального плана.
Исходим из того, что воспитательная работа техникума должна
осуществляться в режиме постоянного инновационного развития на основе
прогнозирования личностных потребностей с учетом потребностей региона и
8

города с учетом ценностных ориентиров, соответствующих современным
реалиям, обретение духовности, общепризнанных и традиционных для России и
Крыма идеалов и ценностей, национальной идеи.
Воспитательная работа в техникуме должна строиться на культурных
традициях, духовности и нравственности. В процессе воспитания техникум
должен обеспечивать взаимные действия семьи и общественности по
формированию комплекса социально-значимых профессионально-личностных
качеств обучающихся и выпускников.
Актуальность разработки программы воспитательной работы определяется
также и тем, что в техникуме многие обучающиеся происходят из социально–
незащищенных слоев населения, имеют проблемы в социализации и адаптации в
обществе. И в этой ситуации преподаватели и мастера производственного
обучения техникума остаются единственными субъектами воспитательной
работы.

9

АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
В условиях модернизации ГБПОУ РК «Керченский технологический
техникум» воспитательная служба техникума пересматривает приоритеты
деятельности, формулирует стратегию воспитания и развития обучающихся с
учётом запросов и перспектив социально-экономического развития Омской
области и Российской Федерации в целом.
Современный этап развития среднего профессионального образования в
целом и ГБОУ РК «КТТ», как элемента системы, характеризуется следующими
тенденциями:
- -обновление содержания СПО - вводятся федеральные образовательные
стандарты по ТОП-50, развиваются вариативные и гибкие образовательные
программы, обеспечивающие расширение профиля подготовки;
- образовательные учреждения СПО превращаются в многопрофильные,
многоуровневые многофункциональные учебные комплексы, что требует
пересмотра форм, акцентов, методов организации воспитательной работы;
- -развитие связи среднего профессионального образования с другими
образовательными уровнями (высшее образование, дополнительное
профессиональное образование) для обеспечения преемственности
образовательных программ, расширения сетевого взаимодействия учебных
заведений;
- -рост интереса государства к развитию конкурсного и олимпиадного
движения по профессиональному мастерству; вступление России в
международное движение WorldSkills;
Проблемными
факторами
осуществления
эффективного
профессионального воспитания и социализации обучающихся в ГБОУ РК
«КТТ», являются:
- Сложный, неоднородный контингент обучающихся техникума (имеются в
виду гендерные показатели, вопросы социального благополучия, уровня
педагогической запущенности);
- высокая доля несовершеннолетних студентов (в среднем 2/3 от общего
состава),
- существенный процент обучающихся, воспитывающихся в неполной
семье (более 30%);
- высокие цифры состоящих на учете за совершенные правонарушения,
преступления (от 15 человек ежегодно).
Качественные показатели социально-педагогического анализа контингента
10

обучающихся
во
многом
определяют
стратегию
организации
профилактической деятельности учебно-воспитательного процесса, задают
вектор выстраивания системы профессионального воспитания и социализации
обучающихся.
Очевидно, что одним из приоритетных направлений воспитания обучающихся
техникума является профилактическая деятельность, главной целью которой
выступает предупреждение всех видов противоправного поведения обучающихся
техникума, формирование у них компетенций правовой грамотности и правовой
культуры.
16-17 лет по мнению психологов является сложным возрастным периодом
жизненного цикла человека. Переход от детства в период юношества,
сопровождающийся активными пубертатными симптомами, сложен, прежде
всего для самих подростков – процессы соматической и психологической
гормональной перестройки, повышенная нервная возбудимость, обостренность
всех чувственных реакций, эмоциональная неустойчивость, склонность к
крайним поведенческим проявлениям. Данные факторы необходимо учитывать в
построении системной работы с обучающимися.
Родительская безответственность, факты устранения родителей от
воспитания. Анализ совершенных обучающимися правонарушений показывает
устойчивую обусловленность аддиктивного поведения подростков семейным
неблагополучием, устранением родителей от обязанностей воспитания, наличием
проблем в детско-родительских отношениях.
Оперативность воспитательной деятельности. Определяется, прежде всего
динамичными характеристиками объекта воспитательной работы – возрастные
особенности обучающихся, связанные с этим поведенческие проявления, о чем
говорилось выше. Кроме того, оперативность воспитательной деятельности
обусловлена необходимостью оперативного реагирования на те или иные
внезапные события, внеплановые происшествия, в том числе негативного
характера, которые имеют место в образовательном процессе – девиации,
правонарушения, преступления проблемы социальной адаптации обучающихся и
др.
Не смотря на существующую развернутую систему определения
эффективности,
качественной
и
количественной
результативности
воспитательной деятельности, специфика воспитания такова, что она затрагивает
сверхтонкие структуры душевной, эмоциональной, духовной организации
личности обучающихся, которые крайне сложно измерить традиционными
критериями. Такие показатели, как сформированность нравственных качеств
личности, патриотических чувств, гражданского самосознания практически не
измеримы номинальными критериями и могут проявляться спустя значительное
11

время. Порой лишь на встречах с выпускниками педагог может обнаружить
результаты системы воспитания. Отсроченность и неочевидность результатов
воспитательного воздействия не добавляет оптимизма. Но не умоляет усилий по
их достижению.
Прогностическим обоснованием Программы являются результаты
SWOT анализа воспитательной работы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
SWOT анализ воспитательной работы
Возможности (O)
Адресное повышение квалификации
педагогических кадров в области
воспитания.
Расширение
связей
с
общественностью,
социальными
партнерами техникума.
Развитие информационной сети в
техникуме, применение цифровых
образовательных
ресурсов
в
воспитательной работе.
Введение
разнообразных
инновационных
педагогических
технологий,
форм
и
методов
воспитательной работы.
Диагностика
воспитанности
обучающихся.

Угрозы (T)
Трудности
в
преодолении
пассивности
обучающихся
,
сформировавшейся в результате
применения традиционных форм и
методов воспитания.
Недостаточное формирование у
некоторой
части
обучающихся
четких нравственных
ориентиров,
неустойчивое
отношение
к
нравственным нормам.

Сильные стороны (S)
Стабильный
коллектив
квалифицированных
педагогических
работников техникума, обладающих
широкими
профессиональными
и
личностными качествами.
Наличие активов учебных групп,
Студенческого самоуправления.
Наличие библиотеки, читального зала,
оснащенных
компьютерным
оборудованием.
Доступ к Интернет-ресурсам.
Использование активных форм и
методов воспитания.
Использование традиционных
здоровье сберегающих
технологий.
Психолого-педагогическое
сопровождение воспитательного
процесса.
Слабые стороны (W)
Низкая степень социальной активности
обучающихся.
Отсутствие готовности проявлять
инициативу,
низкий
уровень
самостоятельности обучающихся.
Низкий
уровень
духовной,
социальной,
нравственной
воспитанности обучающихся.

12

Вывод: для повышения эффективности воспитательного процесса в
техникуме необходимо:
1) совершенствовать систему воспитания обучающихся в техникуме;
2) повышать квалификацию педагогических работников;
3) вести работу по формированию социальной активности и
сознательности обучающихся техникума.

13

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
В свете изменений, происходящих в современном российском
обществе, становится очевидной потребность в высоквалифицированных
специалистах, в деятельных, творчески мыслящих людях, способных
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора,
прогнозируя их возможные последствия.
Стратегический подход к обновлению качества подготовки будущего
специалиста требует пересмотреть квалификационную модель выпускника
техникума, а также всю систему, обеспечивающую это качество на
протяжении обучения.
Ключевая роль в этом принадлежит одному из важнейших
компонентов образовательного процесса – процессу воспитания. Воспитание
как специально организованная деятельность является, с одной стороны,
условием, а с другой – средством обновления и совершенствования качества
подготовки будущего специалиста, предусматриваемого требованиям
современного общества. В связи с этим в техникуме выделяют следующие
концептуальные основы организации воспитательной деятельности:
• Ориентация на становление и развитие ключевых компетенций и
профессионально личностных компетенций обучающихся;
• Понимание сущности воспитания как создания условий для
развития личности и саморазвития личности обучающегося, т.е.
конструирование соответствующей среды воспитательного
пространства.
Анализ выявленных противоречий работы СПО различной
направленности, оценка и ранжирование проблем позволил выработать
концепцию организации воспитательной работы ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум» и разработать программу ее реализации
посредствам разработки и внедрения адаптивной модели системы
воспитательной работы и социализации обучающихся.
В своем выборе мы руководствовались тем фактом, что многие
обучающиеся техникума происходят из социально незащищенных слоев
населения, имеют проблемы в социализации и адаптации в обществе.
Предлагаемые в рамках реализации программы воспитательной работы
мероприятия являются частью процесса социализации обучающихся,
помогая им адаптироваться в образовательно-профессиональной среде,
формируя у них культуру самообразования, самовоспитания и саморазвития.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение
развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Образование
является фундаментом всей последующей деятельности человека.
Миссия техникума - подготовка квалифицированных рабочих и
специалистов к самостоятельному выполнению видов профессиональной
деятельности (в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами),
конкурентоспособного на региональном рынке труда, готового к
14

постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной
мобильности, со сформированными гражданскими качествами личности в
соответствии с запросами и потребностями региональной экономики и
социокультурной политики.
Поэтому Программа воспитания и социализации обучающихся
представляет собой систему идей, основной замысел которых позволяет
определить специфику воспитания и его отличие от других педагогических
процессов.
В
современной
ситуации
развития
образования
концептуальными являются следующие направления воспитательной работы:
• Гражданско-правовое и патриотическое воспитание
• Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание
• Воспитание культуры здорового образа жизни и экологической культуры
• Профессиональная мотивация обучающихся и интеллектуальное развитие
• Студенческое самоуправление
• Профессиональное совершенствование преподавательского состава
Для реализации приоритетных направлений воспитательной работы
требуется использование современных технологий воспитания, таких как
шоу технологии, кейс технологии, технология групповой проблемной
работы, информационное зеркало и др.

15

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Воспитательный процесс в техникуме основывается на проверенных
практикой и дающих положительные результаты принципах, предъявляемым
требованиями ФГОС нового поколения в области подготовки выпускника
СПО, современной политики Российской Федерации в области образования,
тенденциям развития социокультурного пространства:
- открытость - возможность открытого обсуждения хода реализации
Программы и свободного включения в процесс ее реализации всех
заинтересованных субъектов социума района, систему конкурсов по
выявлению и поддержке инновационных проектов, предлагаемых
организациями, предприятиями, сообществами, гражданами;
- демократизм – переход от системы с однонаправленной идеологией
принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной
на взаимодействии, на педагогике сотрудничества всех участников
образовательного процесса;
- духовность, проявляющаяся в формировании у обучающихся
смысложизненных духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих
норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета
российского гражданина;
- толерантность, проявляющаяся в терпимости к мнению других людей,
учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных
сферах жизни;
- вариативность, включающая различные варианты технологий и
содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование
вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в
сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в
ситуациях неопределенности;
- природоспособность – учет прав пола, возраста, наклонностей, характера,
предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за
последствия своих действий и поведения;
- эффективность как формирование навыков социальной адаптации,
самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая прав и
свобод других, установившихся норм и традиций;
- воспитывающее обучение – использование воспитательного потенциала
содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и
дополнительных образовательных программ в целях личностного развития
обучающихся, формирования положительной мотивации к самообразованию,
а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- системность – установление связи между субъектами внеучебной
деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных
программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- поэтапность - предполагает этапность выполнения Программы,
обязательное обсуждение результатов каждого этапа и коррекцию целей,
задач и механизма реализации;
16

- социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для
успешной социализации человека в обществе.

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация поставленных задач осуществляется по направления деятельности по воспитанию и социализации
обучающихся прописанных с учётом требований ФГОС по формированию общих компетенций обучающихся в
учреждении СПО, каждое направление имеет перечень развиваемых общих компетенций (ОК). Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому программа воспитания и социализации
охватывает все жизненные состояния, необходимые человеку любой профессии и возраста. Таким образом, общие
компетенции конкретизируются на уровне программы воспитания и социализации и учебных предметов.
№
п/п

Название направления

Задачи направления

Гражданско-правовое и
патриотическое
воспитание

- формирование активной гражданской
позиции,
гражданской
ответственности, патриотизма, чувства
гордости за достижения своей страны,
края, готовности к защите интересов
Отечества;
развитие
у
обучающихся
способности
рационального
осмысления
общечеловеческих
и
социальных
ценностей
мира,
осознания личностной причастности к
миру
во
всех
его
проявлениях. Формирование
патриотического сознания, чувства
гордости за достижения своей страны,
родного края, верности своему
Отечеству.

1.

Наименование выбранного профессионального
стандарта (одного или нескольких)
ОК04. Работать в коллективе и команде,
эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке с
учётом
особенностей
социального
и
культурного контекста.
ОК 06.Проявлятьгражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей

2.

Духовно-нравственное
и
культурноэстетическое
воспитание

развитие
у
обучающихся
нравственных чувств (чести, долга,
справедливости,
милосердия
и
дружелюбия);
формирование выраженной в
поведении нравственной позиции, в
том
числе
способности
к
сознательному выбору добра;
развитие
сопереживания
и
формирования позитивного отношения
к людям, в том числе к лицам с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидам;
- воспитание уважения к культуре,
языкам,
традициям
и
обычаям
народов, проживающих в Российской
Федерации;
содействие
формированию
у
обучающихся позитивных жизненных
ориентиров и планов;
- оказания помощи обучающимся в
выработке моделей поведения в
различных
трудных
жизненных
ситуациях, в том числе проблемных,
стрессовых и конфликтных;
- развитие способности видеть и
ценить прекрасное в природе, быту,
труде, спорте и творчестве людей,
общественной жизни;

ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде,
эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке с
учётом
особенностей
социального
и
культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей

3.

30

- получение опыта эстетических
переживаний,
наблюдений
эстетических объектов в природе и
социуме, эстетического отношения к
окружающему миру и самому себе; представление об искусстве народов
России;
- опыт самореализации в различных
видах
творческой
деятельности,
умение выражать себя в доступных
видах творчества.
Воспитание культуры Формирование у обучающихся:
здорового образа жизни - культуры здоровья на основе
и
экологической воспитания психически здоровой,
физически развитой и социальнокультуры
адаптированной личности
- ответственного отношения к своему
здоровью и потребности в здоровом
образе жизни, занятиям физической
культурой и спортом, развитие
культуры здорового питания;
- развитие культуры безопасной
жизнедеятельности,
профилактику
наркотической
и
алкогольной
зависимости, табако курения и других
вредных привычек;
развитие
у
обучающихся
экологической культуры, бережного
отношения к родной земле,

ОК 04. Работать в коллективе и команде,
эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
ОК
07.Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной
деятельности и поддержание необходимого
уровня физической подготовленности

30

4.

Профессиональная
мотивация
обучающихся
интеллектуальное
развитие

5.

Студенческое
самоуправление

природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности
за состояние природных ресурсов,
умений
и
навыков
разумного
природопользования,
нетерпимого
отношения к действиям, приносящим
вред экологии
развитие
профессиональной
направленности, профессионального
и самосознания,
профессиональной
этики;
- формирование профессионально
важных качеств и потребности в
постоянном профессиональном росте;
- воспитание учебной культуры,
выработка индивидуального стиля
учебной деятельности;
формирование
компьютерной
грамотности,
информационной
культуры,
трудолюбия,
положительного
и
творческого
отношения к различным видам труда;
ориентация
обучающихся
на
профессиональные
достижения
и
реализацию
профессионального
потенциала.

ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации, необходимой для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде,
эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК
09.Использовать
информационные
технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере.
- формирование активной гражданской ОК 01. Выбирать способы решения задач
позиции;
профессиональной
деятельности,

- развитие обучающихся в различных
сферах общественной жизни;
представление
интересов
студенчества на различных уровнях
(внутри техникума, между ПОУ и др.)

6.

30

Профессиональное
совершенствование
преподавательского
состава

- формирование целостного кадрового
аппарата,
обеспечивающего
воспитательную работу;
обучение
педагогическим
технологиям работы с обучающимися;
- формирование самоуправления,
создание условий для развития
личности в период обучения.

применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации, необходимой для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде,
эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке с
учётом
особенностей
социального
и
культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
Направление 1.Гражданско-правовое и патриотическое воспитание
№
п/п
1.

2.

30

Наименование

Сроки
Ответственные и
реализации
исполнители
В течение года
Кураторы учебных
(по отдельному плану) групп

Тематические часы куратора по гражданской
направленности:
- «Подвигу народа жить в веках»
- «Быть гражданином»
- «Государственная символика РФ».
- «Керчь – мой любимый город».
- «Права, свободы и обязанности человека и
гражданина».
- «История города в названиях улиц» …
- «Патриотизм. Что вкладывается в это понятие
сегодня?»
- «Конституция: права и обязанности гражданина»
- «Государственные праздники РФ»
- «День народного единства»
- «Мое представление о подвиге»
Тематические творческие программы, посвященные
В течение года
памятным датам Великой Отечественной войны 1941(по отдельному плану)
1945 гг.:
- памяти Амет-хан, Султану;
- освобождению Керчи;
- Керченско - Феодосийской операции;
- Эльтигенскому десанту;
- Аджимушкайским каменоломням.

Заместитель директора по
воспитательной
работе
кураторы
групп,
педагогбиблиотекарь, преподаватели
истории, студенческий совет

3.

Внеаудиторные мероприятия, посвященные памятным
датам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.:
- шефство над памятниками воинской славы;
- участие в
акциях
«Георгиевская
ленточка»,
«Бессмертный полк».

В течение года

Заместитель директора по
воспитательной работе,
кураторы групп,
воспитатель
общежития,
студенческий совет

4.

Организация встреч с военнослужащими, участниками
боевых действий, военнослужащих с молодежью
призывного и допризывного возраста
Проведение военно-спортивных игр:
- военно-спортивная игра, посвященная Дню
призывника;
- военно-спортивная игра, посвященная Дню
защитника Отечества;
- военно-спортивная игра, посвященная Дню
Победы.

В течение года

Заместитель директора
по
воспитательной
работе,
преподаватель ОБЖ
Преподаватели
физической
культуры и ОБЖ

6.

Книжные выставки, посвященные памятным датам

В течение года

Педагог-библиотекарь

7.

Проведение конкурсов стенных газет, плакатов
посвященных памятным датам и гражданско-правовой
направленности.
Проведение
мероприятий,
посвященных
Дню
Победы (9мая):
-классные часы;
-конкурс чтецов «Строки о войне…»;
-литературно-музыкальные композиции;
- конкурс стенных газет, плакатов ;
-участие
в
акциях
«Георгиевская
ленточка»,
«Бессмертный полк».

В течение года

Кураторы групп, студенческий
совет

Ежегодно

Заместитель директора
по
воспитательной
работе,
преподаватели русского языка,
кураторы групп, воспитатель
общежития,
социальный
педагог, студенческий совет,
педагог-библиотекарь.

5.

8.

30

В течение года

9.

Проведение военно-спортивных сборов для юношей
допризывной молодежи

10.

Месячник правовых знаний

11.

Работа музея техникума

12.

Проведение Единых дней профилактики

13.

Профилактическая работа с обучающимися, склонными к
правонарушениям

Ежегодно
(июнь)
В течение года
(по отдельному
плану)
Ноябрь, апрель
В течение года

Заместитель директора
по
воспитательной
работе,
педагог-психолог, социальный
педагог
Педагог-психолог, кураторы
В течение года
(по плану педагога- групп
психолога)

Информационно-профилактические встречи с участием
В течение года
(по
специалистов
ГБУ
РК
Керченского
ЦСССДМ,
межведомственному
прокуратуры, КПДН, МВД.
плану)
15. Проведение
мероприятий
направленных
на
В течение года
(по отдельному
профилактику терроризма и экстремизма (тематические
плану)
круглые
столы,
классные
часы,
студенческие
профилактические акции, конкурсы, др.)

30

Видео лекторий правовой и патриотической тематики в
рамках классных часов и профилактических встреч.

Заместитель
директора по
воспитательной
работе,
кураторы групп,
воспитатель общежития
Педагог-библиотекарь

Ежемесячно
(по отдельному
плану

14.

16.

Преподаватель ОБЖ

В течение года
(по отдельному
плану)

Заместитель директора
по
воспитательной
работе,
педагог-психолог, социальный
педагог
Заместитель
директора
по
воспитательной
работе,
педагог-психолог,
кураторы
групп, социальный педагог,
студенческий совет
Социальный педагог, кураторы
групп

Ожидаемые результаты:
1) воспитание выпускников техникума, способных к самореализации в профессии и обществе;
2) готовность и стремление обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, умение
и желание сочетать общие и личные интересы;
3) формирование активной гражданской позиции, привлечение обучающихся к участию в общественной жизни
техникума, района, края;
4) формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о
принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности.
Направление 2.Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание
№
п/п
1.

30

Наименование
Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ художественной и социально-педагогической
направленности

2.

Библиотечный час «С книгой через
посвященный Всемирному дню библиотек

3.

Организация
и
проведение
праздничных мероприятий:
-«Дню семьи» (15 мая);
-«День матери» (27 ноября).

Сроки
реализации
В течение года
(согласно плану
кружков и секций)

века…», Ежегодно (май)

тематических

и Ежегодно
ноябрь)

Ответственные исполнители
Руководители
секций

кружков

и

Педагогбиблиотекарь
кураторы групп
(май, Заместитель
директора по
воспитательной
работе,
кураторы групп, социальный
педагог, студенческий совет

4.

Проведение
мероприятий,
посвященных Ежегодно (ноябрь)
международному Дню толерантности (16 ноября):
- «Все мы разные, но мы вместе!»
- Акция «Будем толерантны!»
- «Жить в мире с собой и другими»
- «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в
этом наша сила»

Заместитель
директора по
воспитательной
работе,
педагог-организатор, кураторы
групп,
педагог-психолог,
социальный
педагог,
студенческий совет

5.

Социальный педагог, кураторы
групп, педагог-психолог

7.

Весенняя неделя добра: акция «Спешу делать добро!», Ежегодно (апрель)
«Уроки доброты», классные часы «Сделаем мир
добрее»
Посещение музеев города и др.культурных и
В течение года
исторических мест города и РК
Конкурс «Алло, мы ищем таланты!»
Ежегодно (ноябрь)

8.

Вечер посвящения в студенты первокурсников

Заместитель
директора по
воспитательной
работе,
педагог
дополнительного
образования, кураторы групп

6.

30

Ежегодно (сентябрь)

Кураторы групп
Заместитель
директора по
воспитательной
работе,
педагог
дополнительного
образования, кураторы групп

Проведение мероприятий, посвященных:
- посвященных Дню знаний;
- Дню учителя(5 октября);
- Новому году;
- Дню студента (Татьянин день)(25 января);
- Дню защитника Отечества;
- Международному женскому Дню 8 марта.
Участие в творческих городских, республиканских
фестивалях и конкурсах

Ежегодно

Заместитель
директора по
воспитательной
работе,
педагог
дополнительного
образования,
студенческий совет

Ежегодно

11.

Торжественная церемония вручения дипломов

Ежегодно (июнь)

Заместитель директора
по
воспитательной работе, педагог
дополнительного образования
Заместитель
директора по
воспитательной
работе,
заместитель директора по УПР

12.

Видео лекторий: документальные, художественные Ежегодно
фильмы духовно-нравственной тематики в рамках
классных часов с последующим обсуждением в
группах

9.

10.

Кураторы
групп,
педагогпсихолог, социальный педагог

Ожидаемые результаты:
1)
создание условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей обучающихся;
2)
повышение уровня культурного развития обучающихся техникума;
3)
сохранение и приумножение историко-культурных традиций техникума;
4)
воспитание толерантной личности.

30

Направление 3.Воспитание культуры здорового образа жизни и экологической культуры
№
Наименование
п/п
1. Информационно-профилактические встречи с врачом
наркологом, гинекологом по формированию здорового образа
жизни
2.

3.
4.

5.

6.

30

Сроки
реализации
В течение года
(по
межведомственному
плану)
Реализация мероприятий Плана физкультурно-массовой
В течение года
работы техникума
(по отдельному
плану)
Реализация дополнительных общеразвивающих программ
В течение года
спортивно-физкультурной направленности
(по отдельному плану
Тренинги:
В течение года
- «Куренье! Чье здоровье? Чей выбор?»
(по отдельному
плану)
- «Скажи «Нет!» ПАВ!»
- «Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь»
- «Формула здоровья»
Проведение мероприятий по профилактике инфекций
В течение года
передающихся половым путем, ВИЧ/ СПИДа среди (согласно плану ВР)
обучающихся:
- Правда и мифы о ВИЧ
- Последствия ранних половых связей.
Проведение мероприятий, посвященных:
- всемирному Дню без табака (31 мая);
- международному Дню борьбы со СПИДом (1 декабря).

Ежегодно

Ответственные и
исполнители
Заместитель директора по
воспитательной
работе,
социальный педагог
Преподаватели физической
культуры
Руководители кружков и
секций
Социальный педагог,
педагог- психолог,
кураторы групп
Заместитель директора по
воспитательной
работе
социальный
педагог,
педагогпсихолог,
кураторы
групп,
представители
медицинских учреждений
Социальный педагог,
педагог- психолог,
кураторы групп
студенческий совет

Социальный
педагог,
преподаватели
информатики,
педагогпсихолог,
воспитатель
общежития,
кураторы групп
8. Месячник здорового образа жизни
Ежегодно
Заместитель директора по
(ноябрь)
воспитательной
работе
социальный
педагог,
педагог-психолог
9. Участие в спортивно-массовых мероприятиях:
Преподаватели физической
В течение года
-товарищеских встречах по различным видам спорта с учреждениями
(по отдельному
города,культуры
образовательными организациям
плану)
-спортивных праздниках, приуроченных к тем или иным
датам и событиям;
-соревнованиях городского,
районного
и
республиканского уровня
10. Проведение мероприятий направленных на пропаганду
Педагог-психолог,
В течение года
(по отдельному
Преподаватели физической
здорового образа жизни (турниры по волейболу, баскетболу,
плану)
культуры, студенческий
настольному теннису, мини футболу, студенческие
профилактические акции, Дни здоровья др.)
совет
11. Проведение инструктажей по технике безопасности,
Заместитель директора по
В течение года
(по отдельному
пожарной безопасности, правил поведения на улице,
воспитательной
работе,
плану)
автотранспорте, железнодорожном транспорте и его
специалист по охране
объектах, в местах массового пребывания, вблизи водоемов и
труда, кураторы групп,
на водоемах
воспитатель
общежития
7.

30

Конкурсы рисунков, плакатов, мультимедийных презентаций
В течение года
по формированию и укреплению здоровья, пропаганде (по отдельному плану
здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ,
приуроченные к знаменательным датам

12. Инструктажи, беседы с обучающимися техникума и
проживающими в общежитии техникума о запрете курения и
употребления алкоголя в помещениях и территории
техникума, общественных местах

В течение года
(по отдельному
плану)

13. Тематические классные часы о последствиях
В течение года
потребления психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя и
(по отдельному
табака.
плану)
14. Социально – психологическое тестирование
В течение года
обучающихся техникума на раннее выявление
(по отдельному плану)
немедицинского потребления наркотических средств и
психотропных веществ.
15. Межведомственные
профилактические мероприятия,
В течение года
направленные
на
пресечение
распространения
и (по отдельному плану)
употребления наркотических веществ

30

Заместитель директора по
воспитательной
работе,
специалист по охране
труда, кураторы групп,
воспитатель общежития
Кураторы групп, педагогпсихолог
Заместитель директора
по воспитательной работе,
педагог-психолог

16. Анти наркотические профилактические акции «Сообщи,
где торгуют смертью!»
Классный час: «Наркотики. Закон. Ответственность» и др.
17. Экологические субботники

В течение года
(по плану ВР)

Заместитель директора по
воспитательной
работе,
педагог-психолог,
студенческий совет
Педагог-психолог,
студенческий совет

В течение года

Кураторы групп

18. Участие в акциях, конкурсах, конференциях экологической
направленности
19. Классные часы по теме:
- «Зеленый наряд Земли!»
- «Молодежь и борьба за чистую Землю» (по курсам)
- «Искусство и природа».

В течение года

Заместитель директора по
ВР, кураторы групп
Кураторы групп,
преподаватели географии и
биологии

В течение года
(по плану ВР)

Ожидаемые результаты:
1) формирование культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье,
овладения здоровье сберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время;
2) осознание обучающимися здоровья как ценности, наличие мотивации на сохранение своего здоровья и
здоровья окружающих людей.

Направление 4.Профессиональная мотивация обучающихся и интеллектуальное развитие
№
п/п
1.

2.
3.
4.

5.

30

Наименование

Сроки
реализации
Экскурсии на предприятия города.
В течение года
(по отдельному
плану)
Развитие
научно-исследовательской
деятельности Ежегодно
обучающихся: участие в научно-практических конференциях,
семинарах, круглых столах и др.
Участие в предметных олимпиадах разного уровня.
Ежегодно
Психолого-педагогические тренинги профессионального
В течение года
самоопределения обучающихся (для обучающихся 1-2 курса)
(по отдельному
плану)
Проведение классных круглых столов по темам:
В течение года
(по отдельному
• «Выбор профессии – дело главное!»,
плану)
• «Почему я выбрал именно эту профессию?»,
• «Человек труда в современном обществе»,
• «Моя профессия – повар»,
• «Моя будущая профессия – сварщик»,
• «Все профессии важны. Ветеринары большой страны» и

Ответственные и
исполнители
Заведующий
практикой,
заместитель
директора
по
воспитательной работе
Преподаватели, заместитель
директора по УПР
Преподаватели
Педагог-психолог
Заместитель директора по УПР,
кураторы групп, мастера
производственного обучения

6.

8.

9.
10.
11.
12.

13.

Участие в конкурсах профессионального мастерства,
олимпиадах, WorldSkills на различных уровнях
Мероприятий по профориентации школьников:
- «День открытых дверей»;
- «День выбора профессии»;
- акция «Агитатор»;

Ежегодно

Заместитель
директора
по
УПР, мастера п/о
Ежегодно
Заместитель
директора
по
воспитательной
работе,
студенческий совет, секретарь
приемной комиссии, кураторы
групп
Встречи с выпускниками разных лет, работающими по В течение года Мастера п /о
профессии, ветеранами труда
Работа с организациями-работодателями по организации
Заведующий практикой
Ежегодно
различных видов практик, заключению целевых договоров,
трудоустройству выпускников
Организация встреч с работодателями. Знакомство с
Ежегодно
Администрация
техникума,
требованиями работодателей.
заведующий практикой
Конкурс видеороликов «Моя профессия» для дальнейшего
Ежегодно
Заместитель директора по УПР,
использования лучших роликов в профориентационной работе
мастера п /о
Организация работы с Керченским государственным морским
технологическим университетом по организации
непрерывного образования:
встречи обучающихся с представителями ВУЗа, организация
консультаций.

Ежегодно

Заместитель директора по УВР

Ожидаемые результаты:
- формирование сознательного отношения к выбранной профессии;
-формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности,
конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся условиях;
- создание условий для развития умственного потенциала обучающихся, формирования современного мышления и
коммуникаций, самостоятельности, способности применения полученных знаний в различных сферах деятельности
30

(проектной, исследовательской, профессиональной и т.д.).
Направление 5.Студенческое самоуправление
№
Наименование
п/п
1. Участие в городских семинарах, конференциях, слетах
для представителей органов студенческого
самоуправления
2. Организация разнообразных форм проведения свободного
времени
3.

Выпуск газеты, информационных листков, страницы ВК

4.

Изучение интересов и потребностей молодёжи, обучающейся в
техникуме

5.

Участие в круглых столах с администрацией техникума по
решению внутренних вопросов жизни студенческого
коллектива, в заседаниях Совета техникума
Участие во встречах с представителями общественных
организаций района, школьниками

6.

7.

30

Организация и участие в мероприятиях техникума:
• День учителя(5 октября);
• Новый год;
• День студента (Татьянин день)(25 января);
• День самоуправления;

Сроки
Ответственные и
реализации
исполнители
В течение года Заместитель директора по
воспитательной работе,
студенческий совет
В течение года Руководитель кружка «Школа
лидера»,
студенческий совет
В течение года Руководитель кружка «Школа
лидера»,
студенческий совет
В течение года Студенческий совет
(по отдельному
плану)
В течение года Студенческий совет
(по отдельному
плану)
Ежегодно Руководитель кружка «Школа
лидера»,
студенческий совет
Ежегодно
Руководитель кружка «Школа
лидера»,
студенческий совет

8.

• День защитника Отечества;
• Международный женский День 8 марта;
• День Победы;
• Конкурс талантов.
Участие в профилактических, экологических, патриотических и
других акциях, проходящих на территории города .

В течение года Руководитель кружка «Школа
лидера»,
студенческий совет

Ожидаемые результаты:
-создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни;
- формирование активной гражданской позиции, готовности критически оценивать собственные намерения, мысли и
поступки;
- представление интересов студенчества на различных уровнях;
- организация социально значимой общественной деятельности студенчества.
Направление 6. Профессиональное совершенствование преподавательского состава
№
Наименование
п/п
1. Организация работы кураторов групп с обучающимися 1 курса
по адаптации в техникуме (ознакомление обучающихся нового
с информацией о структуре техникума, его подразделениях,
обслуживающих студентов:
• библиотека, компьютерные классы, столовая, актовый
зал, спортивный зал, спортивные секции, творческие
объединения и т.д.;
• о правилах внутреннего распорядка техникума, истории
техникума, основных направлениях внеучебной и
воспитательной деятельности
30

Сроки
реализации
Ежегодно

Ответственные и
исполнители
Кураторы групп, педагогбиблиотекарь, педагоги
дополнительного образования

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

30

Организация анкетного опроса обучающихся с целью
Ежегодно
(сентябрь)
составления социального паспорта группы
Подготовка запросов для диагностической и коррекционной
Ежегодно
работы педагога-психолога с обучающимися группы
(октябрь)
Ежемесячно
Проведение классных и информационных часов, собраний в
группах с 1 по 4 курс;
Проведение в течение года открытых внеучебных мероприятий По отдельному
в группе
графику
Ежегодно
Работа кураторов по формированию актива студенческой
группы совместно с обучающимися
(сентябрь)
Ежегодно
Работа кураторов групп по привлечению обучающихся группы
(сентябрь)
к работе кружков, участию в предметных олимпиадах,
семинарах, «Круглых столах», творческих мероприятиях и т.д.
Приобщение обучающихся к традициям техникума:
В течение года
(по плану ВР)
• организация торжественной линейки, посвященной
Дню знаний,
• подготовка и проведение фестиваля «Ало, мы ищем
таланты!»
• вовлечение обучающихся в проектную деятельность;
• студенческое самоуправление;
• привлечение обучающихся к традиционным
праздничным мероприятиям: «День учителя», «День
матери», «Новый год», «День студента», «День
защитника Отечества», «День Победы» и др;

Куратор группы
Куратор группы, социальный
педагог
Кураторы групп
Кураторы групп
Куратор группы
Куратор группы

Куратор группы, педагог
дополнительного образования

• привлечение участию в спортивных соревнованиях,
творческих конкурсах.

Ожидаемые результаты:
- создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям
учреждений профессионального образования;
- овладение социальным опытом, навыками принятия жизненно важных решений;
- создание условий для дальнейшего развития личности в период обучения;

30

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап (2020г.) Подготовительный этап.
Нормативно-правовое
обеспечение,
регламентирующее
воспитательную деятельность.
II этап – (2021-2022 гг.) Основной этап.
Апробация проектов, анализ воспитательной работы в техникуме,
обобщение результатов этапа реализации Программы, внесение корректив.
III этап (2023годы) Обобщающий этап.
Мониторинг и обобщение результатов реализации Программы, отчет
о реализации выполнения Программы. Определение дальнейших перспектив
развития техникума в области воспитания и социализации обучающихся.
1.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм
реализации
Программы
представляет
собой
скоординированные по срокам и направлениям конкретные мероприятия,
ведущие к достижению намеченных результатов.
В данную программу входят 6 - воспитательных направлений, которые
включают в себя комплекс задач по определенному направлению
деятельности и основаны на теоретической части в форме занятий в рамках
учебных дисциплин и практической части в форме воспитательных
мероприятий, реализуемые на основе комплексного подхода.
Управление Программой, контроль и координацию деятельности по
реализации Программы осуществляет заместитель директора воспитательной
работе.
Схема 1
Система контроля хода реализации Программы и результатов ее выполнения:
2.

Планирование

Деятельность

Анализ, результаты

На каждый год необходима разработка плана воспитательной работы с
обучающимися в целях обеспечения контроля хода и результатов
выполнения плана работы.
Схема 2
Схема реализации Программы

Программа воспитания и
социализации техникума

План воспитания и
социализации на учебный год

План воспитания и
социализации на месяц

38

3. ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с поставленными целями и задачами Программы воспитания и социализации обучающихся
техникума определены индикаторы эффективности её реализации:
Индикаторы эффективности реализации программы
№
Значение показателя
п/п
по учебным годам
Единица
измерения
2020-2021 2021-2022 2022-2023
Доля обучающихся, участвующих в творческих
конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях
различного уровня от общей численности
обучающихся
2.
Доля обучающихся, принявших участие в олимпиадах
и
конкурсах
профессионального
мастерства
различного
уровня от
общей
численности
обучающихся
3.
Количество несовершеннолетних обучающихся
состоящих на различных видах профилактического
учета/контроля
4.
Доля
несовершеннолетних
обучающихся,
совершивших правонарушения и преступления
от общей численности несовершеннолетних студентов
5.
Количество обучающихся, совершивших суицид
6.
Доля обучающихся осваивающих дополнительные
общеразвивающие программы
7.
Уровень
воспитанности
обучающихся
по
техникуму
Для определения общего уровня воспитанности обучающихся
анкетирования (Приложение 1).
1.

%

20,0

22,0

24,0

%

18,0

20,0

22,0

человек

12

10

8

%

8,0

6,0

4,0

человек

0

0

0

%

25,0

27,0

30,0

средний
3,9
4,3
4,5
бал
используются результаты входного и выходного

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование техникума осуществляется за счет:
1. Бюджетных
средств,
выделенных
на
выполнение
государственного задания;
2. Внебюджетных средств, приносящих доход деятельности;
3. Привлеченных средств социальных партнеров.
Средства направляются на развитие материальной базы, внедрение новых
образовательных технологий в педагогическую деятельность, информатизацию
деятельности,
проведение
массовых
культурных
мероприятий,
профориентационную работу и улучшение социально-бытовых условий в
техникума, в том числе и на реализацию программных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание личности будущего специалиста, профессионала своего
дела является наряду с обучением важнейшей функцией системы
профессионального образования Российской Федерации.
Программа воспитания и социализации обучающихся ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» до 2023 года предназначена для
дальнейшего совершенствования и развития воспитательного процесса в
условиях внедрения новых ФГОС в систему среднего профессионального
образования. Она является основой для деятельности администрации и
педагогического коллектива техникума.
Программа отражает новый этап в развитии техникума. В ней
представлены цель, задачи, стратегия и тактика развития воспитательной
работы в техникуме, определены мероприятия, проводимые в рамках
реализации направлений гражданско-правовое и патриотическое воспитание,
духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание, воспитание
культуры здорового образа жизни и экологической культуры,
профессиональная мотивация обучающихся и интеллектуальное развитие,
студенческое самоуправление, профессиональное совершенствование
преподавательского состава, а также показаны этапы, индикаторы и
механизм реализации Программы и ожидаемые результаты. С ее ключевыми
идеями ознакомлены кураторы групп, преподаватели, обучающиеся,
родители.

40

Приложение 1
Анкета
для определения уровня воспитанности
(методика диагностических программ Н.П. Капустина, М.И. Шиловой)
группы
отделения
Долг и ответственность
1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моей группы 5 4 3 2 1
работал лучше.
2 Вношу предложения по совершенствованию работы группы.
54321
3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в группе.
54321
4 Участвую в подведении итогов работы группы, в определении
54321
ближайших задач.
Бережливость
1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
5 4 3 21
2 Бережно отношусь к мебели и имуществу техникума (не рисую, не 5 4 3 2 1
черчу на партах).
3 Бережно и ответственно отношусь к своей одежде и внешнему
5 4 3 21
виду.
4 Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу, др.). 5 4 3 2 1
Дисциплинированность
1 Знаю и соблюдаю правила внутреннего распорядка, права и 5 4 3 2 1
обязанности, записанные в Уставе техникума.
2 Всегда внимателен(а) на занятиях, не мешаю слушать другим
5 4 3 21
объяснения преподавателя.
3 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в группе (в 5 4 3 2 1
колледже).
4 Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе 5 4 3 2 1
группы.
Ответственное отношение к учебе
1 Своевременно выполняю задания преподавателей (курсовые, 5 4 3 2 1
рефераты, практические задания, самостоятельную работу).
2 При подготовке к занятиям стараюсь не прибегать к помощи
5 4 3 21
взрослых, однокурсников.
3 Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами 5 4 3 2 1
Интернета), др..
4 Аккуратен, исполнителен, точен.
5 4 3 21
Отношение к общественному труду
1 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.
5 4 3 21
2 Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке кабинета, 5 4 3 2 1
территории колледжа).

41

3 Выполняю трудовые поручения родителей.
5 4 3 21
4 Добросовестно выполняю все поручения.
5 4 3 21
Коллективизм, чувство товарищества
1 Удовлетворен отношением моих одногруппников к другим группам. 5 4 3 2 1
2 Готов отстаивать интересы всего коллектива техникума в других
5 4 3 21
коллективах и общественных организациях.
3 Готов помочь в освоение учебных дисциплин своим 5 4 3 2 1
одногруппникам или выполнить поручения преподавателей.
4 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы 5 4 3 2 1
своих одногруппников.
Доброта и отзывчивость
1 Стремлюсь помочь другим обучающимся в разрешении трудностей, 5 4 3 2 1
возникающих перед ними.
2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
5 4 3 21
3 Не реагирую на случайные столкновения в коридорах техникума.
5 4 3 21
4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью.
5 4 3 21
Честность и справедливость
1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
5 4 3 21
2 Честно сознаюсь, если что-то натворил.
5 4 3 21
3 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о 5 4 3 2 1
проступке товарища без его присутствия при разговоре.
4 Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым 5 4 3 2 1
коллективом.
Простота и скромность
1 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
5 43 21
2 Понимаю, что человека уважают не за деньги.
5 43 21
3 Иногда люблю похвастаться.
5 43 21
4 Могу дружить с девушками и юношами другой национальности
5 43 21
Культурный уровень
1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.
5 4 3 21
2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные
5 4 3 21
фильмы. Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и
классическую.
3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии 5 4 3 2 1
говорили грубо, некорректно, нецензурно.
4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе 5 4 3 2 1
транспорте)
Любовь к Отечеству
1 Я интересуюсь и горжусь историческим прошлым своего Отечества, 5 4 3 2 1
переживаю настоящее, обсуждаю с товарищами свою роль в

42

создании его будущего
2 У меня вызывает интерес историческое прошлое своего Отечества, 5 4 3 2 1
и я переживаю за его настоящее
3 Мало интересуюсь историей и культурой своего Отечества
5 4 3 21
4 Пренебрежительно отношусь к истории и отечественной культуре 5 4 3 2 1
Правовая культура
1 Я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю их, 5 4 3 2 1
активно работаю по созданию законов и правил студенческой
жизни.
2 я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю
5 4 3 21
большинство из них.
3 иногда я допускаю отклонения в соблюдении правопорядка.
5 4 3 21
4 очень часто нарушаю дисциплину и правопорядок.
5 4 3 21
Готовность прийти на помощь
1 готов прийти на помощь практически каждому, кто в ней 5 4 3 2 1
нуждается, всегда стараюсь участвовать в акциях взаимопомощи и
милосердия.
2 охотно иду на помощь друзьям и товарищам в решении проблем.
5 4 3 21
3 неохотно иду на помощь и поддержку других, а если и 5 4 3 2 1
поддерживаю кого-то, то чаще всего «за компанию».
4 меня не волнуют чужие проблемы.
5 4 3 21
Интернационализм
1 уважаю культуру и традиции других национальностей, пресекаю
5 4 3 21
неуважительное отношение к ним.
2 проявляю интерес и уважение к культуре и традициям других
5 4 3 21
национальностей.
3 у меня не вызывает интереса культура других национальностей.
5 4 3 21
4 как правило, я пренебрежительно отношусь к культуре и традициям 5 4 3 2 1
других национальностей.
Коммуникативность
1 люблю общаться с людьми, умею взаимодействовать с ними,
5 4 3 21
способен решать конфликты, договариваться, разрабатывать и
проводить разные мероприятия.
2 люблю общаться с людьми, умею работать в группе, но испытываю 5 4 3 2 1
затруднения в решении конфликтных ситуаций.
3 предпочитаю работать один, потому что не всегда умею 5 4 3 2 1
договариваться с людьми, а во время дискуссии обычно молчу.
4 меня раздражают большие компании, я неуютно чувствую себя в
5 4 3 21
обществе.
Тактичность, культура поведения
1 тактичен и вежлив в обращении со старшими и товарищами,
54321

43

одобряю и поддерживаю эти качества у других.
2 В целом тактичен и вежлив, но спокойно реагирую на бестактность 5 4 3 2 1
других по отношению к окружающим.
3 вежлив и тактичен, как правило, лишь в присутствии старших и
5 4 3 21
педагогов.
4 не стараюсь быть тактичным и вежливым.
5 4 3 21
Здоровый образ жизни
1 считаю, что необходимо вести здоровый образ жизни, укреплять
5 4 3 21
свое здоровье; я занимаюсь этим и привлекаю своих друзей; я не
имею вредных привычек.
2 в целом веду здоровый образ жизни, укрепляю свое здоровье, но не 5 4 3 2 1
всегда могу преодолеть свои вредные привычки.
3 не считаю необходимым постоянно вести здоровый образ жизни;
5 4 3 21
думаю, что иногда можно и поразвлечься, не обращая внимания на
возможные негативные последствия.
4 не считаю необходимым вести здоровый образ жизни в принципе; 5 4 3 2 1
имею вредные привычки и думаю, что они - нормальное явление.
Расчет делать по каждому пункту.
Обучающимся сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не
задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале.
“1” - всегда нет или никогда.
“2” - очень редко, чаще случайно.
“3”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“4”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“5”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 20 (максимальное колво баллов) (3+4+3+4)/20
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 17.
(1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/17
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого обучающегося и делятся на
количество учащихся, получаем уровень воспитанности группы.
После определения уровня воспитанности обучающихся группы по
каждому из выделенных направлений (5-4 баллов – высокий уровень, 4-3
балла – средний уровень, 3-2 балла – низкий и 2-1 балла – нулевой уровень)
вычисляется средний балл общего уровня воспитанности обучающихся
техникума.

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».