Решаем вместе
Есть вопрос?

ОУП 12 Химия

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Пояснительная записка ...............................................................................................4
1. Паспорт программы учебного предмета …………………………………………5
2. Структура и содержание учебного предмета........................................................7
3. Условия реализации учебного предмета ...............................................................17
4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета……………………19
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе…………………………….21

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета ОУП.12 ХИМИЯ предназначена для изучения в ГБПОУ
РК «Керченский технологический техникум» реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП ППКРС СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессии
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
ОУП.12 ХИМИЯ изучается как дополнительный учебный предмет в общеобразовательном цикле ОПОП СПО по программе ППКРС по профессии СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин технологического профиля в объеме 186 часов.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования» с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря
2014 года № 1645; приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1578; приказом
Минобрнауки России от 29 июня 2017 года № 613;
 приказа Минпросвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания»;
 распоряжения Минпросвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р-98 «Об
утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на
базе основного общего образования»;
 письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 06- 259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования»;
 письма Министерство науки и высшего образования Российской Федерации от 20 июня 2020 г.
№ 05-772 «Инструктивно-методическое письмо по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования»;
 ФГОС СПО по письма Минпросвещения Российской Федерации от 30 августа 2021 г. № 051136 «О направлении методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам»;
 примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования(протокол № 3 от 21.07.2015г);
 профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 29 января 2016 г. N 50;
 рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум».
Изучение учебного предмета ОУП.12 ХИМИЯ завершается промежуточной аттестацией в
форме дифференцированного зачета.

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.12 ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных
машин, входящей в укрупнённую группу 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
1.2. Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебный предмет является базовым и входит в группу дополнительных общеобразовательных предметов среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи предмета - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
 формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
 формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании
современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы
окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды,
используя для этого химические знания;
 развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы,
видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей,
формулировать и обосновывать собственную позицию;
 приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности
(навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с
веществами в повседневной жизни).
1.4. Результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Химия», обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
личностных
•
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с
химическими веществами, материалами и процессами;
•
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
•
умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности;
метапредметных
• использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения,
обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов
и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
 использование различных источников для получения химической информации, умение
оценить ее достоверность для достижения хороших результатов профессиональной сфере;
предметных

4

• сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
 владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
 владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
 сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
 владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
 сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Освоение учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных
результатов реализации программы воспитания:
ЛР10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа.
-самостоятельной работы обучающегося –62 часа.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
в т. ч. в форме практической подготовки
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
186
124
15
5
8
62
-

6

2.2. Содержание разделов учебного предмета ОУД.12 Химия
Наименование тем

Содержание учебного материала, практические работы

Введение
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
1.1. Основные поСодержание учебного материала
нятия и законы
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Прохимии
стые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и
формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства
состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение относительной молекулярной
массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о
химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.
Контрольная работа № 1
Самостоятельная работа № 1 . Составление уравнений: Превращение веществ. Подготовка докладов, сообщений Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород,
озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. Современные методы обеззараживания воды. Аллотропия металлов.
1.2. Периодический
Содержание учебного материала
закон и Периодиче- Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона.
ская система хими- Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.
ческих элементов
Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закоД.И. Менделеева и
на. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочстроение атома
ная).

Объём
часов
1

Уровень
усвоения

10
3

3

1

4

2

1
5

3

8
2

3

7








1.3. Строение вещества

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов
элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов
больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел и
их взаимодействие.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.
Самостоятельная работа № 2. Составление электронных электрографических формул атомов
химических элементов.
Подготовка сообщений, презентаций:
Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
«Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»
Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.
Изотопы водорода.
Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
Содержание учебного материала
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами
за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом
кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ
с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

6

4

13
2

1

2

8

1.4. Вода. Раство-

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая
связь. Физические свойства металлов.
Контрольная работа № 2
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния
веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав
смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда.
Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. Демонстрации. Модель
кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем:
эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как
природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.
Лабораторные работы №1 «Приготовление суспензии карбоната кальция в воде».
Лабораторные работы №2 «Получение эмульсии моторного масла».
Лабораторные работы №3 «Ознакомление со свойствами дисперсных систем».
Самостоятельная работа № 3. Подготовка сообщений:
Металлическая связь. Водородная связь.
 Плазма — четвертое состояние вещества.
 Аморфные вещества в природе, технике, быту.
 Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики
загрязнения окружающей среды.
 Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
 Защита озонового экрана от химического загрязнения.
 Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной
деятельности.
 Косметические гели.
 Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
Минералы и горные породы как основа литосферы.
Содержание учебного материала

2
1
1

2

2
2

1
1
1
6

11

1
9

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные,
ненасыщенные, пересыщенные растворы.
Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. Демонстрации. Растворимость веществ в воде.
Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония.
Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом
поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных
вод различного назначения.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания. Растворение как физикохимический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на
массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды
и способы ее устранения. Минеральные воды.
Практическое занятие №1 «Приготовление раствора заданной концентрации».
Контрольная работа № 3
 Самостоятельная работа № 4. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Сообщения и презентации: Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее
устранения. Минеральные воды. Растворы вокруг нас. Типы растворов.
 Вода как реагент и среда для химического процесса.
 Жизнь и деятельность С. Аррениуса.
 Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
1.5. Классификация
Содержание учебного материала
неорганических со- Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам.
единений и их
Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
свойства
Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
ры. Электролитическая диссоциация

2
2

2

5

1

1
1
6

2
2

12
1

1

1

2

10

1.6. Химические

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.
Способы получения солей. Гидролиз солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Оснóвные, амфотерные и
кислотные оксиды.
Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические
свойства оксидов. Получение оксидов.
Демонстрации. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и
алебастр, гипсование.
Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.
Лабораторные работы № 4 «Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями».
Лабораторные работы № 5 «Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований».
Лабораторные работы № 6 «Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с
другом. Гидролиз солей различного типа».
Контрольная работа № 4.
Самостоятельная работа № 5. Составление уравнений гидролиза солей.
Подготовка сообщений: Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
 Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
 Оксиды и соли как строительные материалы.
 История гипса.
 Поваренная соль как химическое сырье.
Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
Содержание учебного материала

1

1

2

1

1
1

2
1

1

2

1

1
1
1
6

7

1
11

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Лабораторные работы № 7 « Реакция замещения меди, идущие с образованием осадка, газа
или воды».
Лабораторные работы № 8 « Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды».
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости
химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации,
температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Самостоятельная работа № 6. Составление уравнений электролиза солей. Подготовка сообщений.
1.7. Металлы и неСодержание учебного материала
металлы
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам.
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Лабораторная работа №9 «Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа».
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств
галогенов от их положения в Периодической системе.
Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду
электроотрицательности.
Практическое занятие №2 «Получение, собирание и распознавание газов».
Практическое занятие №3 «Решение экспериментальных задач».
Контрольная работа № 5.
Самостоятельная работа № 7. Составление кроссворда на тему «Неорганические вещества»
Раздел 2. Органическая химия
реакции.

1

1
1
2

1

1
4
15
2

1

2
1

2

1
3

1

2

2

2
1
1
8
46

2
2
3
3
12

2.1. Основные понятия органической
химии и теория строения органических
соединений

Содержание учебного материала
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории
химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного
скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры
IUPAC.
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Самостоятельная работа № 8. Моделирование молекул органических соединений.
Самостоятельная работа№ 9. Доклад «Классификация органических соединений».
2.2. Углеводороды и Содержание учебного материала
их природные источ- Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.
ники
Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).
Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов
Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе
свойств.
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды
и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
Лабораторная работа № 10 «Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из
резины».
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды,
присоединение хлороводорода и гидратация.
Применение ацетилена на основе его свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование,
нитрование). Применение бензола на основе свойств.

1

5
1
1

2

1

3
15
1
1

3

1

1
2

1

1
1
1
2
13

2.3. Кислородсодержащие органические
соединения

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Решение задач на
нахождение молекулярной формулы органического соединения.
Лабораторная работа № 11. «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки».
Контрольная работа № 6 «Углеводороды и их природные источники»
Самостоятельная работа № 10. Решение задач. Составление уравнений. Генетическая связь
между углеводородами.
Подготовка сообщения на тему: «Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы».
Содержание учебного материала
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства
этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.
Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многотомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Лабораторная работа № 12 «Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом
меди (II)».
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе
свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и
его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий
спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Уксусная кислота и её общие свойства. Применение
уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и
стеариновой.
Лабораторная работа № 13 «Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных
кислот».

2

2

1
1
8

2
3

12
1

1

1

1
1

1

1

1

14

2.4. Азотсодержащие
органические соединения. Полимеры.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и
гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации
и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза
полисахарид.
Лабораторная работа № 14 « Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II).
Качественная реакция на крахмал».
Контрольная работа № 7
Самостоятельная работа № 11 . Составление уравнений. Генетическая связь между органическими соединениями.
Содержание учебного материала
Понятие об аминах. Их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание.
Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Их химические
свойства. Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков.
Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Лабораторная работа № 15 «Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых
металлов и при нагревании».
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.
Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
Практическое занятие № 4 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений».
Практическое занятие № 5 «Распознавание пластмасс и волокон».
Контрольная работа № 8.
Самостоятельная работа № 12. Составление уравнений. Генетическая связь между органическими соединениями.

1
1
1

2

1
1
3
14
2

2

1

1
1

1

4

1

2

1
1
2

2
2

15

Самостоятельная работа № 13. Доклад: «Азотсодержащие органические соединения» (по
выбору).
Самостоятельная работа № 14 . Составление кроссворда на тему «Органические вещества».
Дифференцированный зачет

2
2
2

3

Всего 124 часа

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии с лаборантской комнатой.
Оборудование:
Мебель и стационарное оборудование: демонстрационный стол, доска аудиторная, доска интерактивная, книжная полка, шкаф для химических реактивов, шкаф для химической посуды,
сейф, шкаф вытяжной, мойка универсальная, стол для приборов, стол преподавательский,
стул для преподавателя, стулья для студентов.
Лабораторное оборудование, аппараты и приборы: техно-химические весы, штативы металлические, оснащенные наборами лапок и колец, сушилка для стеклянной посуды.
Лабораторные принадлежности и лабораторная посуда: аптечка для оказания первой медицинской помощи при ожогах, порезах, бумага индикаторная универсальная (100 полосок),
бумага фильтровальная, вата гигроскопическая, ведро полиэтиленовое с крышкой, держатели для пробирок, ерш посудный, ерш пробирочный, палочки стеклянные, пинцет, пробки резиновые (разного диаметра), резиновые перчатки, спиртовая горелка, таз полиэтиленовый,
трубки стеклянные (d=4мм), фарфоровые треугольники, штативы для пробирок, шпатели
пластиковые, ложки пластмассовые для сыпучих реактивов, пробирки лабораторные (10мл),
стаканы химические с носиком (50 мл), стаканы химические с носиком (100 мл), стаканы
химические со шкалой (400 мл), воронка стеклянная коническая (d=75), склянки для реактивов (500 мл), эксикатор, склянки для реактивов (250 мл), колбы плоскодонные (250 мл), колбы плоскодонные (500 мл), колбы плоскодонные со шлифом (250 мл), колбы плоскодонные
со шлифом (500 мл), стекла часовые, кристаллизатор, предметные стекла, фарфоровая чаша,
ступка фарфоровая с пестиком.
Технические средства обучения: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, но-

утбук, принтер.
Реактивы: Алюминий металлический (гранулы), Железо восстановленное (порошок), Литий металлический, Магний металлический порошок, Натрий металлический, Фосфор красный, Цинк металлический гранулированный, Цинк пыль, Медь, свинец, Сера, Аммиак 25%й водный, Магний оксид, Медь (II) оксид (порошок), марганца(IV) оксид, Аммоний гидроксид, Калий едкий, Натрий едкий (гранулы), Алюминия хлорид, Алюминия сульфат, Аммоний дихромат, Аммоний сульфат, Барий нитрат, Железо (III) сульфат семиводный, Кальций
карбонат, Калий дихромат, Калий сульфат, Натрий карбонат, Натрий хлорид, Калий карбонат, Медь (II) карбонат, Медь (III) хлорид, Медь (II) сульфат пятиводный, Натрий карбонат
десятиводный, Натрий сульфат десятиводный, Азотная кислота разб., Реактив для определения альдегидов, Ортофосфорная кислота, Серная кислота (разб), Уксусная кислота ледяная, Глицерин, бутиловый спирт, изоамиловый спирт, уксусная кислота, крахмал, парафин,
Сахароза, Лакмус красный, Лакмус синий, Метиловый оранжевый, Фенолфталеин, Хлористый метилен, Формалин 40%, Глюкоза, Ацетон, Анилин, Сера, Сухой спирт (горючее).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернетресурсов.
Основная литература:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., 10 класс. Базовый уровень: Учебник для
общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение», 2022г.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., 11 класс. Базовый уровень: Учебник для
общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение», 2022г.
Дополнительная литература:
17

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе (DVD). – М., 2014.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе (DVD). – М., 2014.
3.Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социальноэкономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н. М. Практикум: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
6. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Сборник задач и упражнений по химии: Школьный курс. М.: ООО «Издательский клуб «Оникс 21 век», 2005г.
Интернет – ресурсы
1. e.lanbook.com (электронно-библиотечная система «Лань»).
2. www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
3. www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
4. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
5. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
6. www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
7. www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
8. www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
9. www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
10. www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»)
10. https://fipi.ru/(Федеральный институт педагогических измерений)

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Предметные
-сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора
и функциональной
грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими
понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных
опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении
практических задач;

Основные показатели оценки результата
- педагогическое наблюдение за выполнением исследовательской работы в разных областях; оценка

- компьютерный контроль;
- оценка устных и письменных ответов;
- оценка инициативности и результативности участия во внеучебных мероприятиях
- оценка
выполнения
практических,
лабораторныхработ;
- оценка выполнения внеаудиторной самостоятельнойработы;
- оценка устных ответов, сопровождаемых
подготовленной презентаций к уроку;
- оценка письменных ответов при работе с
числами, числовойинформацией;
- сформированность умения давать количе- -оценка графических заданий, оценка знания
ственные оценки и проводить расчеты по хими- и правильности применения формул;
ческим формулам и уравнениям;
- оценка решения задач;
-оценка письменных ответов при работе с
числами, числовойинформацией;
- владение правилами техники безопасности - педагогическое наблюдение при выполпри использовании химических веществ;
нении лабораторныхработ;
- оценка устных и письменных ответов по
правилам ТБ;
- оценка проведения экспериментальной
работы (в лаборатории);
- сформированность
собственной
позиции - оценка деятельности студента в
по отношению к химической
информации, подготовке к поиску материалов в интерполучаемой из разных источников.
нете по заданному вопросу.
- оценка инициативности и результативности участия во внеучебных мероприятиях;
оценка устных и письменных ответов
- анализ и оценка деятельности студента
Личностные
- сформированность мировоззрения, соответ- на занятии;
ствующего современному уровню развития об- - педагогическое наблюдение;
щественной науки и практики, основанного на - оценка письменных и устных ответов,
диалоге культур, а также различных форм обще- эссе
ственного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;

19

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и
ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознаннопринимающего традиционные
национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, учитывая позиции всех
участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать
конфликты;

- анализ и оценка деятельности студента
на занятии;
- педагогическое наблюдение;
- оценка инициативности и результативности участия во внеучебных мероприятиях
- анализ и оценка деятельностистудента
на занятии;
- педагогическое наблюдение;
- оценка портфолио;
- оценка письменных и устныхответов,
эссе;
-педагогическое наблюдение за отношением к окружающим;
- оценка устных ответов, эссе,сообщений;
- оценка личного вклада студента в решении учебных задач при групповых формах
организации обучения

- готовность и способность к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;

- оценка инициативности и результативности участия во внеучебных мероприятиях,
связанных с будущей профессиональной
деятельностью: конкурсах мастерства,
научно
профессионального-практических
конференциях, профориентационных мероприятиях;
- анализ и оценка портфолио
- оценка инициативности и результативности участия во внеучебных мероприятиях,
связанных с будущей профессиональной
деятельностью:конкурсах профессионального мастерства, научно-практических
конференциях, профориентационных мероприятиях;
- ответственное отношение к созданию семьи на - оценка устных ответов, эссе,сообщений
основе осознанного принятия
ценностей
семейной жизни.
- оценка самостоятельности и рациональноМетапредметные
- умение самостоятельно определять цели дея- сти выбранных способов выполнения задательности и составлять планы деятельности; ния в условиях учебного занятия, проведесамостоятельно осуществлять, контролировать и ния контрольно-проверочных, самостоякорректировать деятельность; использовать все тельных работ
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

20

- владение навыками познавательной, учебно-ис- -оценка результатов учебной, исследоваследовательской и проектной
деятельности в тельской и проектной деятельности;
сфере общественных наук, навыками
- анализ портфолио студентов;
разрешения проблем;
- оценка рефератов, исследовательских работ
- способность и готовность к самостоятельному - оценка самостоятельности и рациональнопоиску методов решения практических задач, сти выбранных способов выполнения задаприменению различных методов познания;
ния в условиях учебного занятия, проведения контрольно-проверочных, самостоятельных работ
- готовность и способность к самостоятельной - оценка выполнения рефератов, подготовки
информационно-познавательной деятельности, устных докладов, и других форм внеаудивключая умение ориентироваться в различных торной самостоятельной работы в соответисточниках социально-правовой и экономиче- ствии с установленными требованиями к
ской информации, критически оценивать и ин- их содержанию и временем подготовки
терпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информацион- - оценка результативности использования
ных и коммуникационных технологий в реше- основных программам Microsoft office, понии когнитивных, коммуникативных и органи- исковых систем для выполнения внеаудизационных задач с соблюдением требований торной самостоятельной работы в соответэргономики, техники безопасности, гигиены, ствии с установленными требованиями к их
ресурсосбережения, правовых и этических норм, содержанию и временем подготовки, при
норм информационной безопасности;
осуществлении компьютерного контроля
знаний.
- умение определять назначение и функции раз- - педагогическое наблюдение;
личных социальных, экономических и право- - анкетирование;
-собеседование
вых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и
при- -анализ, и оценка деятельности студентов
нимать решения, определяющие
страте- при
выполнении
самостоятельной
гию поведения, с учетом гражданских и нравработы,практических работ;
ственных ценностей
- оценка своевременности выполнения заданий;
- оценка способностей планировании собственной деятельности при выполнении заданий и внеаудиторной самостоятельной
работы;
- оценка рациональности выбранных способов выполнениязадания;
- анализ совпадения уровня самооценки
выполненных заданий с оценками преподавателя
- владение языковыми средствами: умение ясно, - оценка устных и письменных ответов; логично и точно излагать свою точку зрения, оценка эссе, докладов,сообщений.
использовать адекватные языковые средства,
понятийный аппарат обществознания.

21

5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе
ОУП.12 ХИМИЯ на 20 - 20___чебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на 20____- 20
ному предмету ОУП.12 ХИМИЯ.

учебный год по учеб-

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы на заседании
цикловой методической комиссии
«
»
20
г. (протокол №
).

Председатель цикловой методической комиссии

Ф.И.О.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».