Решаем вместе
Есть вопрос?

22.06.2020

22.06.2020

Теоретическое занятие № 22-23

Тема: «Правила поведения в конфликтных ситуациях».

Вопросы:

1.Правила разрешения конфликтов

Разрешению организационного конфликта предшествует его анализ, начинающийся с изучения и определения степени конфликтности участников. Если конфликтность является чертой характера или достигла порога, когда индивид становится постоянным инициатором напряженности (независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации), то конфликт далее не анализируется. Если же конфликтность низкая, то анализируются цели участников конфликта; определяется проблемная ситуация, предшествующая конфликту; устанавливаются факторы, способствующие перерастанию проблемной ситуации в организационный конфликт; измеряется степень воздействия личностных особенностей конфликтующих и проблемной ситуации, влияющей на возникновение конфликта.

Критерии регулируемости организационного конфликта таковы:

  • разрешимость проблемной ситуации в данный момент наличными средствами;

  • значимость ее разрешения для первого участника;

  • значимость сохранения проблемной ситуации для второго участника;

  • степень конфликтности участников.

Если есть средства для разрешения проблемной ситуации, конфликтность участников низкая и значимость ее сохранения для второго участника невысока. Конфликт в данный момент регулируем.

При высокой конфликтности участников, отсутствии средств для разрешения проблемной ситуации и высокой значимости ее сохранения для второго участника конфликт практически нерегулируем.

Для регулирования межличностных и межгрупповых конфликтов используют структурные и межличностные методы управления конфликтами.

 

 

Структурные методы управления конфликтами 

1. Четкое разъяснение требований к работе (каждый работник должен знать об ожидаемом уровне результатов, о том, кто предоставляет и получает различную информацию, системе полномочий и ответственности и т. п.).

2. Использование координирующих механизмов (строгое соблюдение принципа единоначалия, распределение полномочий).Хочу такой сайт

3. Установление общих целей, формирование общих требований (этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях).

4. Создание эффективной системы вознаграждений (установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников и стимулируют снижение конфликтности).

Межличностные методы разрешения конфликтов.

Для описания стратегий конфликтного взаимодействия на практике часто используют двухмерную модель Томаса – Килменна. За основу здесь берется степень ориентации участников конфликтной ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера. Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях: уклонение (или уход), сглаживание (приспособление), компромисс, конкуренцию, сотрудничество.

Уклонение – это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Предлогом здесь могут быть ссылки на недостаток времени, полномочий, ресурсов, незначительность проблемы или неверно выбранный адресат. Цель обвиняемой стороны – отложить решение конфликта (как-нибудь само собой утрясется), дать противнику возможность обдумать свои претензии.

Такое поведение может быть уместным если: предмет разногласий не представляет для человека большой ценности; ситуация может разрешиться сама собой; сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся; в случае нереалистических конфликтов.

Сглаживание – отказ от собственных интересов. Причиной такого поведения может быть стремление сделать «жест доброй воли», завоевать расположение партнера на будущее, желание избежать разрастания конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника». Такого рода согласие может быть частичным и внешним. Рационально так поступать, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения. Для эффективного руководства подчиненными данная стратегия не должна быть доминирующей.

Компромисс – принятие до определенной степени точки зрения другой стороны. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Преимущество такого исхода – взаимная уравновешенность прав и обязанностей и легализация претензий. Компромисс снимает напряженность. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях ценится высоко, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт, но через какое-то время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями».

Конкуренция – принуждение партнера к принятию своей точки зрения во что бы то ни стало. Мнение других не интересует. Может привести к доминированию и в конечном итоге уничтожению одного партнера другим. Это неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что конкуренция может стимулировать способности и талант. Конкуренция чаще всего возникает при переоценке себя и недооценке противника. Стиль нацелен на сиюминутный выигрыш, не способствует сохранению взаимоотношений. В коллективе при использовании его руководителем подавляет инициативу подчиненных и инициирует возможность повторных вспышек из-за ухудшения взаимоотношений. Может быть эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ей своих целей.

Сотрудничество подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы и другой, по крайней мере, частично. Участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Девиз сотрудничества: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». В варианте, когда важны и цель, и отношения с оппонентами, без сотрудничества в том или ином виде не обойтись.

 

 

 

 

Д/З. Ознакомиться с теоретическим материалом. Написать краткий конспект ответив на вопросы: 1. Критерии регулируемости организационного конфликта, 2.  Перечислить структурные методы управления конфликтами, 3. Дать характеристику  различным способам  поведения в конфликтных ситуациях для их разрешения.

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».